✅ ВѢДАНТА-МƔДРОСТЬ ПРѢДКОВЪ (ФИЛОСОФİЯ). 2 КУРСЪ. 10.1 УРОКЪ. ТЕМА: СЛАВѦНСКİЙ...
✅ ВѢДАНТА-МƔДРОСТЬ ПРѢДКОВЪ (ФИЛОСОФİЯ). 2 КУРСЪ. 10.1 УРОКЪ
ТЕМА: СЛАВѦНСКİЙ ВЗГЛЯДЪ НА МİРЪ
Испокънъ вѣковъ наши Прѣдки смотрели на Мiръ как на неотъемлемую часть Мiра Божественнаго и как на неотъемлемую Часть Себя. Это отражалось в отношенiи Славѧнъ к растительному и животному Мiру, который всегда был для Славѧнъ Родным (с большой буквы).
Почему Родным?
Поясню почему. В принципе, чтобы понять то, что мы вот сейчас записали в 2-х предложенiях, нужно прочитать 3-х томник «Поэтическiе воззренiя Славѧнъ на природу» Афанасьева, а можно ещё, даже не читая, вдуматься, как говорили наши Прѣдки, допустим: «Березка сестрёнка, лисичка сестричка или лиса Патрикеевна, медвѣдя – Михаил Потапович». Т.е. уважительно, по имѧни отчеству, Кот Котафеевич, Щука Матушка. По идее вроде бы - Мiръ живности, щука. Почему Матушка? Вспоминаем. А потому, что связано с Рожаной, прообраз, который был зарисован, что съев щуку, Рожана забеременела и потом Богов родила. То же самое сделала и Лада, отвѣдавъ щуки. Т.е. можно конечно, разбирать, что там, в щуке много фосфора, микроэлементов полезных, которыя благодатно действуют в период зачатiя ребёнка, но это ж будет просто биохимiя, а здесь же – Образность, т.е. неотъемлемая часть Себя. Т.е. вдумайтесь, сравненiе у Славѧнъ постоянно шло с Мiромъ Природы. Как бы сравнивали, что быстрее вѣтра? Мысль человѣческая. Но сравнивают же два похожих образа. Или: «Трава мурава как ласка материнская», т.е. ласковая, нежная или шелковая. Или даже вспомнить фильм «Александр Невский» - каждый камушек, когда Василий Буслай говорит: «За озеро отходи, на свою сторону там бейся. Потому что каждый камушек – братишка, каждая травинка – сестричка. Т.е. всё Родное - Родная земля помогает, Родная Природа.
И взгляд на Мiръ был такой же: все что нас окружает, оно сродни нам, но сродни, не в том смысле, как сейчас говорят, по уровню, интеллекту, нет, не в этом, а в том, что Божественное, т.е. Божий Мiръ проявился в данную жизнь, поэтому всё существует во взаимосвязи.
Поэтому бабушки и ходили в полнолунiе по лесам, по полянам, загоронь, уважительно брали разныя травки, цвѣточки, чтобы из них потом приготовить лекарственныя настои, или собирали грибы и ягоды. А это потом всё в Сказы - Образы переросло. Гриб – Старичок Боровичок в сказочках помогает. Поэтому и отношенiе к Мiру было совершенно иное. Вѣдь вдумайтесь, наши Прѣдки всегда говорили: «Дɣша есть у камня и дрѣва», а раз у них есть Дɣша, значит к ним должно быть и обращенiе, какое? - Соотвѣтствующее, как к имеющему Дɣшу. Все что имеет Дɣшу не должно губиться за зря. И это проявлялось, каким образом? Если ты заботишься об Окружающем Мiре, о Природе значит, Окружающий Мiръ Природы будет заботиться о тебе, ты с добром - к тебе с добром. Ясно, да?
Но при этом, заметьте, наши Прѣдки не шли в Природу, чтобы покорить её покорить, подчинить и прочее. Они старались подмечать, наблюдать жизнь в Природе. Потому что все, что происходит в жизни Природы оно наиболее гармонично, а это же все отразилось в народных поговорках: «Трудиться, аки пчела», или «совместно, гуртом сотворили как муравьи в муравейнике». Почему сравнивают? «Смотрит за порядком, как волк» – это старое выраженiе, т.е. сейчас даже придали другой смысл выраженiя: «Ну что ты смотришь как волк?» - выжидательно, основательно, внимательно. Волк что? Он подмечал, чтобы не было больных животных, не зря же яго называют санитаром Природы, он очищал, он чистил.
И это всё воплощалось в жизнь. Все, что давала Природа, человѣкъ, использовал для чяго? Для свояго развитiя на данной Земле. И это он передавал из поколенiя в поколенiе.
Ну, допустим, заметьте, где дикiе пчелы создавали мёд? Они создавали в дуплах (рис. 33), вот дупло, и там пчёлы устраивают мёд. Но, во-первых, дупло, как правило, выбирали то, чтобы не заливало, не задувало. Во-вторых, рядом с деревом с дуплом всегда находился муравейник, почему? А чтобы всякiе личинки не портили дерево. Люди начали делать что? Некоторыя муравейники переносить и на возвышенности на ножках ставить дупла (рис.34) Т.е. ульи с небольшим дуплом. От каго они переняли? От Природы.
Видя, допустим, что (рис. 35) в старицы, т.е. в старыя русла, и в притоки рыба заходит на нерест, они ставили перегородки. Т.е. рыба отнерестилась, ушла, люди ставили перегородки - заводь и прикармливали. Т.е. сквозь неё вода проходила, текла, но чтобы обеспечить себя рыбой, они также делали углубленiя в этих небольших ручейках, видели, где рыба оседает, делали заводи. Либо, когда реки разливались, они заранее делали ямы, туда добавляли и траву, и ила. И представьте, по вѣсне разливается река, заполняет, а потом рыба откладывает там, либо делали протоки в яму, и, что они делали? Развивалась рыба, выкармливали, как сейчас рыбныя фермы. И потом зимой – подо льдом вскрыли, в так называемых ямах - рыба (рис.36) Либо ямы делали в рѣчке, но там она, если теченiе большое, яма быстро заполнялась илом. Но это тоже перенимали. И всегда смотрели, если мороз, а рѣчка сильно перемѣрзла, они знали, что если лёд большой, толстый, то рыба задохнётся и погибнет, поэтому они шли, долбили лунки – квадраты. Доходило до таго, как в описанiях, что рыба сама выпрыгивала. И брали ли - то ровно столько, сколько в состоянiи были съесть, не больше. Потому что знали - всегда будет свеженькая, а остальную отпускали. Такого как сейчас, выдернуть осетра только из-за икры, а потом яго выбросить, такого вредительства не было.
Дальше, на деревьях, которыя когда - то сломало вѣтромъ (рис. 37 с обломанным деревом) они замечали, что некоторыя животныя, допустим, белки - дерево сломалось, обломилось, и тут, на месте слома, осталось много щелей, и белка туда орешки складывает и прочее. С одной стороны укромно, в щелки забивает, а с другой солнышко свѣтит. Что начали делать наши Прѣдки? Ставить на такiе столбы и площадки, которыя закрывали крышей, и получались на этих пьнях, так называемыя, избушки на курьих ножках. А это использовали уже охотники, чтобы трофеи, припасы свои хранить. С одной стороны, даже если медвѣдь или ещё кто захочет залезть, он не сможет дотянуться до края избушки, чтобы пробраться туда, а здесь как бы упирается в потолок. Но наши делали либо выдвижныя лестницы веревочныя, либо люк, который закрывался. И спать можно было. Либо замечали, что в определенных кустах у воды не видно комаров. И что они делали? Они вѣточки эти срезали, сушили и, допустим, шли лѣтом собирать около болот какую - то ягоду, где комаров много, они зажигали эти вѣточки, обкуривали себя, и комары к ним просто не подлѣтали. Вот это сам запах, специфический всяких гнус, комаров, оводов отгонял. Но при этом, заметьте, это же взаимосвязь происходила не только в сфере наблюденiя, считалось, что связь существует постоянно, поэтому когда рождался мальчик рядом с домом садили дубок или кедр, или ещё какое - то священное дерево. Если рождалась девочка – садилась березка. И люди наблюдали и видели, что ребёнок радостный цвѣтётъ, допустим, девочка радостно растет и березка тоже, мальчик хорошо себя чувствует, и дубок прекрасно растет. Но, если, допустим, девочка уже выросла, выдали её замуж, и выходят родители и видят - березка поникла. Что они делали? Они собирались и ехали туда и видели, что их дочка приболела. Либо то же самое происходило с дубком. Или дубок поник, вѣтви опустил, значит, сын где-то там, на сече либо раненый, а если уже начал сохнуть, то мог и погибнуть. Т.е. связь общенiя между ребёнком и деревом сохранялась. Сейчас только отголоски данной связи между людьми и деревьями сохранились. Я не говорю сейчас о Друидах, о жрецах леса. О том, что, допустим, человѣкъ сейчас старается вернуться в частный сектор, в рубленныя деревянныя дома из каменных гробниц - это одно из проявлений. Второе – людям мало ходить в сауну, где просто жаркая температура, им надо ходить в баню, где бы веничком попариться. И венички - березовыя, липовыя, дубовыя, можжевельника - ароматы. Т.е. использовать для чяго? А это у человѣка как компенсацiя таго чяго ему не хватает Природной сiлы, которую яго Прѣдки получали от земли. Да, были вдали от леса, так называемыя степныя поселенiя, либо там рядом на берегах, где лес неподалеку. И человѣкъ не только в соврѣменном Мiре, но и в старыя врѣмена он что? Он ехал в лес на лошади или шёл пешком. Для чяго? Да для многих радость была - походить, пообщаться с лесом. Не так как сейчас – прiехать, напиться, намусорить, устроить пожар и уехать. Именно общенiя с Природой – вот этаго не хватает.
И заметьте, это же все осталось: «Ну что ты стал как дуб?» или: «Что ты гнешься как осина, как ива?» или «Распушился как верба». Чурка - это уже срубленное дерево. «Тупой, как чурка» - вот именно: сравнивают-то все равно с древѣсиной. А почему? Или говорят: «А этот заливается соловьем», т.е. с птицами сравнивают. Или на кого - то смотрят: «Ну, ты орел», а этот: «Ну, сокол», или «Что ты налѣтел как коршун?», «Стучит как дятел» .
Вѣдь человѣкъ все равно, говорят: «Орлиный взгляд» или «Орлиный профиль лица» сравнивали, «А у этого медвѣжья походка», «А этот крадётся как рысь», «А этот набычился», а про кого - то говорят: «Ну, ты вообще овца глупая», или «Уставился, как баран на новыя ворота» - он просто не различает новыя и старыя. Т.е. вот оно - соотвѣтствiе, поэтому наши Прѣдки не только прообраз могли проявить природный, а многiе могли и понимать саму Природу. Не зря же я вам на прошлом учебном уроке говорил: «Попробуйте представить Мiръ с точки зренiя кота, или с точки зренiя цвѣтка, или как будет видеть этот Мiръ берёзка, или как видит окружающий Мiръ рыба в воде, или как выглядит Мiръ глазами муравья»? Не так, что своё человѣческое сознанiе мы помещаем в самого муравья, т.е. залезли и мы такiе маленькiе, побежали, нет. Именно, как он видит Мiръ. А это доступно и возможно, поэтому человѣкъ может это видеть.
Вѣдь не зря, чтобы почувствовать Стрибожью сiлу – вѣтер, помните, маленькiе выбегали, вѣтер поднялся, что? Вздохнуть. Или на берегу реки лежишь, катер прошёл: «О, волна! побежали все в волну». А почему? А потому что мощным потоком энергiя, чтобы обволакивала, это всё на подсознательном уровне. Или сейчас люди: «Ой, дождик! и начинают прятаться. У нас наоборот, как дождь - все в одних трусиках бягом по лужам под дождём. Совершенно другое отношенiе было к Мiру. И Солнце воспринималось ласково. Вѣдь заметьте, говорили: «Сяго дня солнце хмурится, солнце ласковое, солнце теплое». Отношенiе к нему было как к живому существу, и человѣкъ который вот так относился к солнцу, можно сказать, он имел взаимосвязь с самим солнцем и получал от няго то, Дɣша - то раскрывается, чяго не получали другiе. Кто - то воспринял: «Ну, катится там огненный шарик, свѣтит и все». Но кто - то получал сiлы и побольше. Поэтому взгляд совершено другой был, он воспринимался по - другому.
Поэтому можно вот просто посредине открыть книгу: «Славѧнъским роженицам соотвѣтствуют грѣческiе мойры, римскiе парки, романскiе феи, германскiе норны, т.к. главная существенная обязанность Дѣвъ судьбы состояло в определенiи начала, т.е. рожденiи и смѣрти, и все связывалось с Природой, где осенью все умiрает, а по вѣсне рождается». Видите, открыл, и опять - всё связано с Природой. Опять перелистну христианские записи: «По словам лѣтописи, волхвы обвиняли старых женщин в том, что они производили гор…, скрадывали обилiе… урожая и делали безуспешными промыслы. И вера в возможность и действительность преступлений, ничем не подтверждалось». Возможно, это были выдумки самих попов. Обвиненiе старой чади в бедствiях голодных годов соотвѣтствовало грубому и суеверному взгляду тогдашнего человѣка на Природу. И волхвы, даже допуская с их стороны свои корыстныя расчёты, только потому и действовали так открыто и смело, что опирались на общее убежденiя свояго вѣка. Все физическiе явленiя Прѣдки наши объясняли себе, как действiя Богов, а также действiя, вызванныя мольбами, заклятiями, чарами вещих людей». Т.е. вѣщiе люди (ну, здесь с точки зренiя всё равно как бы христианства), могли воздействовать на Природу, но воздействуя на неё, как здесь сказано: «Возможно, было своекорыстiе», т.е. своя корысть. Но все равно - могли, а почему они могли? Да, потому что имели контакт с Природой.
Ученик: Христиане переняли всё у наших Прѣдковъ, присвоили себе наши знанiя и выдают, как за свои.
«По народному воззрению, чувство любви охватывает человѣка, как внутреннее пламя» - вот, видите, сравнивают: «возжигаемое о сердце стрелою Бога - Громовника и раздуваемое буйными вихрями, желая пробудить это страстное чувство, волшебницы вынимают из груди юноши или девицы сердце, жарят яго и наговаривают любовную тоску. По справѣдливому замечанию дьякона Грима в связи с этим поверьем должны быть поставлены следующiе доселе употребительныя выраженiя: Девица похитила моё сердце, заставила полюбить себя, он отдал ей сердце, он очарован, обворожен ею. Считалось, что вѣдуны и вѣдьмы, выдаивая облачных коров» - заметьте, на прошлом уроке про облака говорили, «производят засуху, неурожаи. Русскiе поселяне убеждены, что вѣдуны помогают людям и воюют они с упырями и вовкулаками, а упыри и вовкулаки могут творить бездождiе, насылать бури и неурожаи, скотскiе падежи, различныя болезни»
Т.е. видите, разное, но опять же знали, что раз есть Дɣша, а Дɣша всегда управляема Духом, помните, мы говорили, что человѣческое тело управляется Дɣшой, Дɣша управляется Духом, Духъ – Совѣстью? Так это же наши Прѣдки отводили и к Мiру Природы и животных. Заметьте: Дɣша есть у камня и дрѣва, у всякаго живого существа. А раз есть Дɣша, значит, какой - то Духъ управляет, и даже если это Дɣша Вѣтра - ей управляет Духъ, а Духъ, чей у вѣтра? Духъ, который управляет вѣтрами и стихiями? Духъ Стрибога. Т.е. не сам Стрибогъ, он может заниматься чем - то другим, а как бы проявленiе яго Духа влiяет уже, и он вѣтрами ярится по Мидгард - Земле. Поэтому, заметьте отношенiе к Природе: У каждой частицы природы есть Дɣша, и если даже нет свояго собственнаго Духа, то есть Божественный Духъ, который управляет данными Дɣшами. ЧЕЛОВѢКЪ ТОЛЬКО ТЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРИРОДЫ, ЧТО ОН ИМЕЕТ УПРАВЛЯЮЩЯГО ДУХА ВНУТРИ СЕБЯ. Каждое явленiе и созданiе в Природе имеет Дɣшу, будь то вѣтеръ, дождь, молнiя, камень, растенiе, или животное. А так как Дɣша управляема Духом, то и многiе Дɣши Природных явлений, а также Дɣши животных и растений, подчиняются Вышним Духам. Как правило, Духъ Управленiя или Управляющий принадлежит Богам.
Но заметьте, я ж не зря сказал: «Как правило», а если «как правило» - значит, подразумевается, что есть исключенiя. А вот исключенiя - это духи Мiра Нави. К исключенiям относятся духи Мiра Нави, которыя так же пытаются влiять на погодныя стихiи и явленiя, на растительный и животный Мiры. Только в человѣке Духъ находиться внутри, а не вне няго, и он управляет Дɣшой, но в то же врѣмя сам находится под Вышним Управленiем, который мы называем Совѣсть.
Ученик: Что осуществляет это все управленiе человѣком?
Отче: Здесь неверное воспрiятiе, и неверно поставлен даже сам вопрос. Объясняю: Здесь - Управленiе Совѣстью. Совѣсть она не навязывает, она подсказывает, как поступать, согласно Вѣсти, Устоя. Т.е. здесь вот в чём суть управленiя. А животный Мiръ, у нас же есть такое понятiе - вот это хорошiе деревья, а эти как бы, не хорошiе, но они компенсируют как бы плюс и минус. Но раз они в природе существуют, значит, они необходимы, это раз. И они находятся под Божьим управленiем, особенно Священныя деревья, т.е. ими управляет Божий Духъ. Но Боги - то тоже Совѣсти внемлят, Боги - то тоже находятся под управленiем.
Продолжение следует.