✅ ДРЕВНЕРУСКİИ ѦЗЫКЪ. 2 КУРСЪ. 2 УРОКЪ. ТЕМА: ВЗАИМОЗАМЕНА ОБРАЗОВЪ В...
✅ ДРЕВНЕРУСКİИ ѦЗЫКЪ. 2 КУРСЪ. 2 УРОКЪ.
ТЕМА: ВЗАИМОЗАМЕНА ОБРАЗОВЪ В ДРЕВНЕРУСКОМЪ ѦЗЫКЕ ВЪ ВЕРЕМЕНА ХРИСТИАНИЗАЦİИ.
Отче: Слова подготовили? (просит конспект у ученика)
Ученик: Там слово «неуклюжий»… «уклюжий» – бывает такое слово?
Отче: Да. От слова «уклад». Ненастье, Настье, Лепота, Красота… и всё? Мы же уже некоторые разбирали…
Ученик: т.е. вот этих нет ни одного.
Отче: «Коло» мы разбирали – круг; «Стезя» - путь – тоже; «Длань» - рука;
Ученик: Нет, ну вы же просили старые…
Отче: Ну «человѣкъ» – чело и вѣкъ – оно употребляется. «Трапеза» – тоже до сих пор используется.
Ученик: Что такое «Алтын»? Я знаю, что деньга, а сколько?
Отче: Три копейки…
Ученик: Три копейки?
Отче: Да! Пятиалтынник – пятнадцать копеек.
Ученик: Ясно, да.
Отче: Так, Вира… - разбирали. А это что за слово? (показывает конспект ученику)
Ученик: Это – шинок. А вот это – это другое слово, я хотела написать, но потом не стала. Шинок! Сейчас же не говорят кабак… шинок.
Отче: Почему?
Ученик: Говорят?
Отче: Говорят!.. На Западе. Товарка – это уже советское. Это те, кто вместе за товаром ездят. «Яства», т.е. еда. Речь – доля(!?), «Аркена», «Кресало»… «Схорон», так – не правильно записала.
Ученик: Записала-то я у Тани – слизала, чтоб само слово запомнить.
Отче пишет на доске: СЪХЪРОНЪ. Т.е. «Схрон», он же «Схоронъ». Хоронить, хранить, т.е. – если безударная «Ъ» (О). Здесь ясно, да? Дальше…
«Клеть» - почему? Клеть и на стройке: поднимают и опускают. Клеть у шахтёров.
Ученик: А, клеть – это не то, клеть - это как…
Отче: Как клетка! Ты б тогда писала «клет» и «подклет»
Ученик: Я помню, бабушка говорила, клеть – это какое-то помещение…
Отче: Да! Клети, подклеты. «Банить» - да, было такое слово; есть. «Венец»… почему «Конец?»
Ученик: А что?
Отче: Венец – это что на голову одевают, когда венчают.
Ученик: Ну, это я знаю, это ясно. Ну а ещё…
Отче: Т.е. а как образная форма – завершение. Вот молодые дружили-дружили и под венец... им «корону» на голову одели.
Ученик: А вот ещё слово «казёнка». Я помню, бабушка говорила: «в казёнку!», что мол, тоже помещение.
Отче: Ну казённая изба. «Страва» - да, всё правильно – пища. «Крынка» - крынка молока; «Вече» - собрание; Что тут? Родная или Рядная?
Ученик: Рядная.
Отче: Рядная есть. Так…«Скарп», «ведро», «рукомойник»… Умывальник – где умываются, а рукомойник – там, где руки моют. Так, что тут? Галтица?
Ученик: Да. Так, это – горница.
Отче: Так, горница… не, над ним – вот!
Ученик: А, нет,… это – голтица. Я у Тани слизала, чтоб запомнить, что это такое…
Отче: Так, Николай Николаевич (берёт у него конспект): «Дивоваться», «Лесистые», «Ровы» - ров, «Копач» - это кто копает; «Рясло», «Помело», «Чурахи» - чужие.
Отче: Ну нет. Не просто «чурахи – чужие», чурахи – это те, кто за межой, где стоит куммiръ Чура. Поэтому и говорят: чужестранцев чураются. Т.е. не только чужестранцев, а всё, что находится за пределами восприятiя. «Торба», «Ава», «Зажимано», т.е. зажато; «Вечор», «Шу(р)мовал», «Раздолице». Ну «Раздолице» – это уже уменьшительное от «Раздолье». «Недосчался», т.е. недосчитался; «Подмогнул», «Баенка», «Ископыть», «Скобылася» …. «Вожатый», «Глашатай». Так, здесь какие слова?
Ученик: В слух, да?
Отче: Да.
Ученик: «Кадушка»…
Отче: Ну «Кадушка» - это уже ласковое слово от слова «Кадит». «Кадушка» - это маленькая Кадь. Дальше… Подумайте, вот сейчас метёлкой, пылесосом или веником мусор собирают, а как это называлось столѣтие назад? Т.е. как называлась вещь, которая собирала мусор со всего дома?
Ученик: Сволочь.
Отче: Да, сволочь …смотрите, сейчас у нас прицепы, телеги, а раньше (рисует на доске) цеплялись «розвали», а когда что-то волочь надо было – цепляли «волокуши». А сани уже оформлялись. Язык богатейший, слов много… Отче пишет на доске. Как по старому пишется?
Ученики: Име.
Отче: Правильно. Не Имя как сейчас, а Имѧ. «Е» у нас куда уходит? В нос. А что бы проверить, что она не как современная «Я» читается, а как «Е» носовое, какое слово мы используем? Имѧнарѣченiе! Или Имѧнем Рода, Именем Бога. Мы же не говорим Имянем… Далее: «Втопоры»… помните, 4-я книга «Вѣдъ», «Сказ о Ратиборе»… Втопоры – сиречь в Ту Пору. Ещё форма: далёкое место – «Инде». Пример: «Инде ты был?» «Инде» - как далеко? Отче меняет одну букву, пишет слово «Индиго» - цвет. Когда близкий к нам цвет – это Небесный, а ещё дальше по спектру – тёмно синий, или Индиго. Но в старые времена на «О» мало слов оканчивалось, писали «А», т.е. Индига – дальний по спектральному пути цвет. Раньше были «Яства». А близкое по написанию – «Явства». Они отличаются, но: Яства – это пища, а Явство – восприятие (в Яви); явственно вижу.
От слова Яство и пошло слово Ѧда. А это старая форма: Как в Белоруссии говорят? Яда, т.е. в носу она звучит как Я и Е одновременно. Созвучно. Но, заметьте: Еда. А «Е» бывает какое? Юстное – из уст изшедшее. Т.е. когда мы впереди перекрываем, слова могут менять форму. «Доедай» - слышали? Т.е. доесть. Но есть старая форма – «доёдывай». Т.е. в носу Е как Я, как Ё и Е произносится. Пожилые люди не говорят «докушай», «дотрапезничай», «дозавтракай», они говорят – «доёдывай». Отче пишет слово «завтракъ». Что мы по утрам делаем? Завтракаем! Патер приписывает ниже слово «обедъ». Разговаривает с учениками. Убирает в слове «завтракъ» и «обедъ» буквицу «Ъ», пишет: «завтрака емъ» и «обеда емъ». Приписывает слово «яству емъ» После обеда мы снова трудимся, а по завершению мы опять что? Ну, нету такого «полдникаем», мы «яству емъ». Мы никогда не работали, мы трудились. Давайте себе отмечаем (время славѧнское):
Завтракаем мы через 1 час после восхода Ярилы. Обедаем мы в полдень. Явствуем за 1 час до завершения суток. Отче пишет слово «вѣ черя емъ». Вечеряемъ через 1 час после начала новых суток. Что-то объясняет ученикам. Праздничная трапеза – Братчина, или её называют ВтОрая Трапеза. А почему Братчина – Вторая Трапеза? А потому что Первая Трапеза – это когда кормят Боговъ и Прѣдковъ. Т.е. сначала дань старшим отдали, после старших накормили вторых старших: сначала ушедшим в Высший Мiръ, потом старикам и детям, а потом уже сами поели. Но никто до отвала не наедался, потому что лишний жир будет мешать. Ещё, заметьте: «Ямы». Есть большие и маленькие. А теперь смотрите: дорога покрыта глубокими ямками, но вы их не видите – они травой молодой заросли, но идти по ней хуже, чем по болоту – ноги проваливаются. Про такую дорогу наши Прѣдки говорили как?.. Смотрите, вот дорога с такими ямами, как выбоины (рисует профиль дороги с углублениями). И вот я кусок отрезал (на рисунке выделяет одну яму), ямку выдолбил и храню там мёд. Как я буду эту штучку с мёдом называть?
Ученик: Ухабы?
Отче: Нет, я просто нарисовал кусок, чтоб слово вы поняли (образ). Ну, Улей ещё как называют? Улей ещё называют пчельник, а мёд в чём перегоняют?
Ученик: Колдыбина что ли?
Отче: В колоде. Заколодила дорога, замуравила. Т.е. как колодец. Траву как называли? Трава – мурава. Т.е. как небольшие колодцы в дороге, но они травой – муравой покрыты. Т.е. это всё равно, что по свежевспаханному полю идти, когда подсохло оно – очень даже не удобно.
Ученик: Что - то спрашивает…
Отче: Не было раньше рельсов.
Ученик: ну там просто щебёнка…
Отче: И заметьте: Колода… что? Взяли колоду, выдолбили и там… Даже в сказках Медвѣдь говорит: – я ищу себе колоду, где хочу отведать мёду. А зачем ему искать колоду? Он ищет углубления в дереве или ещё где-то, где лежит мёд. А любое углубление пчёлы используют как естественный улей. Если мы просто лопатой нароем, видите… В западном и советском языках нету столько образов, а образы порождают новые образы. Я вот вам рассказываю, а вы что делаете? Внимаете, слушаете, вникаете…
Ученик: Понимаем… (Отче пишет слово «запамянаем» Что-то объясняет ученикам. Не слышала? Блазеньки она не слышала… Блазливый, блазеть - считать себя красивым. Блазниться. Или вот он, блазеет - блазеет, а ему выскажут что-то и он облазеет. Ещё одно слово: «Спесь». Знаете, откуда слово произошло? От собаки. Собака – это ведь не русское слово. У нас был Пёс и Псина, а когда человѣкъ на всех ворчит, рычит, как собака на привязи – спесь свою показывает, гонор… как с пса пример берёт. В польском так и осталось – Пёс. Но раньше «пёс» писался вот так: ПЬСЪ – через краткую «Ь» (Е), поэтому псина как бы выпадает у нас, безударной формой становится. Кроме того, к словам добавлялись формы направления, допустим: роста над другими… Получилось что? Про одного говорили «детина», про второго – «детище», а про другого – чадо малое, да не разумное. Поэтому… язык-то богатейший… (Отче берёт словарь и зачитывает оттуда определения «на абум»). Нарок – вынесение приговора, решения.
Нарочный – тот, кто решение доставляет до места назначения.
Нарочить – широко известный.
Нарѣчiе – наша речь
Нарёше – нарекли.
Люто – sло, мерзость.
Луг – роща.
Лукавый – очень плохой, коварный.
Лучити – разлучать.
Луща – копьё.
Лукавство – sло, коварство.
Любовыча – любознательный.
Любодейство – любодеяние.
Лепь – великолепный, красивый. Отсюда и Лепота… отсюда и некрасиво – нелепо. Престите – обманываться…
Лик – хоровод, хоровое пение. Почему лик – это хоровод? Потому что все друг к другу лицами становились, поэтому лик.
Перси – это грудь.
Печница – печь.
Ярить сѦ. Приписывает выше: сѦ - Себя (выделяя «еб»).
Отче: Крамольник – это солнцепоклонник. Кощунник - что-то о священном толковании… Т.е. кощунник не только растолковывает, он ведёт первооснову… изначальную жизнь. Т.е. его, когда спрашивают, почему он делает ТАК, и он разъясняет. ѧзычѣникъ считается плохо, но разве слово иностранец – это плохо? Это просто НЕМЦЫ… Раньше говорили не иностранцы, а чужестранцы – чужая сторона, а чужеземец – это инопланетянин, с чужой земли. Когда ты идёшь по улице и «О!», вроде прошла подружка, а потом смотришь – вроде не она… Показалось. Основная форма здесь какая? «Каз»; «Ал» - полнота. Показалось – сказ, да? Но сКАЗалось… или когда ДоКаза было – что? Доказалось, сказ… или один из сказов – сказка. Пишет: НаКаз, ПриКаз. Показ – это основа, образ (указывает на «КАЗ»). Каз – означает Установленный Богом Образ. И ещё: «Казнить»… Каз-на-чей… Дальше объясняет. Т.е. понятно, да? На одной форме…