Зимний Солнцеворот общеславянский праздник дня рождения Солнца.
Зимний Солнцеворот общеславянский праздник дня рождения Солнца
Величественное нерукотворное светило, разящее тьму, Ярило – Солнце с незапамятных времен было самым обожаемым и в то же время самым грозным олицетворением всепобеждающего Добра.
Представление о Солнце как о благодатной могущественнейшей силе внушается нам уже самой Природой, ибо ничто не производит столь сильного впечатления на мыслящее существо, как величие восхода Солнца.
Когда Ярило являет миру неповторимо – великолепный лик свой, человек ощущает себя как бы присутствующим при свершении могучего природного обряда. Именно в эти мгновения как никогда явственно достижима живая, непосредственная связь человека с Солнцем. Откровение, полученное от самой Природы, не нуждается в обосновании ни религией, ни наукой, как не нуждается в этом и сама Природа.
Солнце всегда неудержимо притягивало к себе не только хоровод светил, но и духовные устремления человека. Обращая свой взор к небу, он изначально признавал главенство того, что есть в небе наиболее могучего и яркого. Он не представлял себе ничего великого и доброго, кроме Солнца, равно дарующего Жизнь всем: людям и травам, птицам и зверям... Обожание Солнца – основа так называемого язычества.
Первобытный охотник не почитал личностных надприродных богов – «творцов» мира, но почитал волшебные творческие силы самой Природы. Зачем было выдумывать ещё каких – то богов и сынов божьих, если каждое утро воочию лицезрел он неугасимое Светило, вдыхающее в мир ЖИЗНЬ – СВЕТ – МОЩЬ – КРАСОТУ?
Язычество – это не богословие, не религия, не битьё поклонов, не вера в общеупотребительном смысле слова, а знание. Но знание не в качестве сомнительной аксиомы, а достоВЕРНОЕ, т.е. живой опыт. Солнцепоклонники ЗНАЮТ, что завтра на востоке снова «воскреснет» животворящее и неподвластное смерти Солнце. Разве в столь ясное и очевидное можно только веровать?
В первоосновном для славян, так называемом «языческом» мировидении отсутствует представление позднейших, рукотворных религий о сверхъестественном, т.е. стоящим над естеством, над Природой.
Для язычника всё – ведомое и неведомое – заключено в Природе, как в естестве, а «сверхъестественное» - есть слово, лишенное смысла. Для язычника нет «чудес» ни божественных, ни дьявольских, ибо для проникновенного естествознания сама Природа в своей закономерности, целесообразности и совершенстве уже является одним непостижимым великим ЧУДОМ.
Существуют вещи более невероятные, нежели крикливые псевдобожественные «чудеса»: это – действительность. Когда «по щучьему веленью, по моему хотенью» /т.е. чудесным образом, как бы само собой, а на самом деле благодаря сокровенным причинно – следственным связям/ всё образуется для того, чьё хотенье согласуется с Волей Природы.
Для всякого вдумчивого созерцателя всё есть Природа, и всё есть Чудо. Но так как чудо это повседневно творится, то кажется само собой разумеющимся. Каждый Восход Солнца есть чудо, и если люди глядят на него с равнодушием, если они разучились изумляться, то лишь потому, что уже не в силах осознать такого величия.
Выводы современной науки лишь повторяют прозрения древних мудрецов: биением Сердца – Солнца зачинается и цветёт всякая жизнь на Земле. Однако ведуны лучше представляли себе сокровенную суть Ярилы. Наряду с признанием солнечной живительной мощи, они утверждали, что неизбывная мощь эта одухотворена и сознательна: Солнце не просто небесное, оно – Живое.
Всем существом своим связан человек с породившей его солнечной стихией и может черпать из неё СИЛЫ БЕСПРЕДЕЛЬНЫЕ. Мы одушевлены тем же Духом, который животворит всю Природу.
Дух наш неразрушим по своей сути, ибо он причастен к несотворенному и неуничтожимому солнечному СВЕТУ.
От самого Ярилы – Солнца вели свою родословную праславянские племена. Ярило - знаменитое имя нашего Светила, восходящее ещё к индоевропейскому обозначению года как солнечного годового коловорота, /например, переярок – это волк, которому минул год/.
Одновременно корень «яр»/ар, ер/ в ряде древних индоевропейских языков обозначал силу действия, стремительное движение вверх, отождествляемое с восходящим Солнцем. Древнейшим приветственным знаком племён - солнцепоклонников была вскинутая вперёд – вверх правая рука, уподобленная стреле Ярилы.
От санскритского корня «ар» происходит определение Светила. Отсюда – арийцы, т.е. светлые, благородные. Отсюда же греческие аристократы. «Solarium» с латыни переводится как «солнечный». Ярл /`вождь`/ у древних германцев /скандинавов/ - `благородный, светлый`. Именитый славянин – `боярин первоначально` – боец ярый.
Всеславный Ярило несёт в себе и мужское родовое начало, и светлое солнечное. В честь Ярилы давались воинам знатные имена: Ярослав, Ярополк, Яромил, Яролик, Яробор...Позднее, уже в Киевской Руси, чествование Ярилы было оттеснено Дажьбогом и Хорсом /слова «бог», «богатый», «богатырь» были заимствованы из скифско-сарматских наречий.