Шигирский идол - самая древняя деревянная скульптура в мире
Шигирский идол - самая древняя деревянная скульптура в мире
А оказывается и в нашей стране есть множество очень старинных и удивительных археологических находок..
Эта удивительная археологическая находка была сделана в январе 1890 года недалеко от уральского города Кировограда. Деревянный идол весь покрыт знаками эры мезолита и представляет собой один из старейших свидетельств творческого начала, который был свойственен людям в те древние времена. Историки считают, что возраст деревянной статуи – не меньше 9500 лет. То есть она примерно вдвое старше знаменитых египетских пирамид.
Больший Шигирский идол – это совершенно уникальный археологический памятник. Он не имеет аналогов не то что на Урале, но и в мире! Шигирский идол – древнейшая деревянная скульптура на нашей планете, выполненная в восьмом тысячелетии до нашей эры – в эпоху мезолита, еще до постройки египетских пирамид.
Сохранилось это археологическое чудо благодаря двум факторам. Во-первых, идол изготовлен из долговечной лиственницы. Во-вторых, идол был найден в торфянике и торф, как природный консервант, защитил его от разложения.
И хотя широким массам о Шигирском идоле стало известно сравнительно недавно (сейчас его даже рассматривают, как один из главных брендов Екатеринбурга), нашли его еще в середине XIX века.
Этот торфяник находится в обширной естественной котловине. В далекой древности Шигирский торфяник представлял собой систему озер, на берегах и торфяниковой части которой жили наши далекие предки. Сейчас его длина около 17 километров, а ширина – более 10 километров. В центре торфяника находится постепенно зарастающее Шигирское озеро.
В середине XIX века на Урале властвовала «золотая лихорадка». Залежи золота были найдены и на Шигирском торфянике — под толщами торфа глубиной до 8 метров. Выработки на этих приисках велись в открытых разрезах. Шигирское озеро было частично осушено. Работавшие здесь старатели то и дело находили необычные предметы. К сожалению, прежде чем на Шигирском торфянике появились археологи, многие уникальные предметы были безвозвратно утрачены. Не исключено, что в их числе были и не менее сенсационные находки, чем Шигирский идол.
Рабочие находили предметы из дерева, рогов, костей животных, камня, глины. Благодаря торфу все изделия сохранились идеально и, несмотря на более чем солидный возраст, выглядели как новенькие.
Первые археологические разведки этой местности были предприняты в 1880 году М.В. Малаховым. Затем Шигирским торфяником заинтересовались многие другие исследователи. Здесь были обнаружены десятки стоянок древнего человека, совершены тысячи находок (фигурки животных, птиц, наконечники стрел, ножи, весла, грузила, рыболовные крючки, глиняные сосуды, деревянные лыжи и т.д.). Возраст находок был самый разный. Было найдено несколько человеческих останков. Шигирское озеро чем-то притягивало древних людей на протяжении многих тысячелетий.
На основе находок археолог А.П. Дмитриев в 1951 году выделил отдельную археологическую культуру, которая была названа шигирской. Он датировал ее концом II тысячелетия до нашей эры.
В 1887 году Шигирские находки вызвали большой интерес на проходившей в Екатеринбурге крупной Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке.
Однако главная находка состоялась спустя три года. Зимним днем 24 января 1890 года были найдены фрагменты деревянной скульптуры, позже вошедшей в мировую историю, как Большой Шигирский идол. Находку совершили на Втором Курьинском прииске графа А.А. Стенбок-Фермора. В тот день вместе с идолом нашли грубо вырезанное весло и три большие ложки. Деревянный идол лежал под толщей торфа глубиной в четыре метра. Стенбок-Фермор подарил идола Уральскому обществу любителей естествознания (УОЛЕ).
Стоит отметить, что этот идол здесь был не единственным. На Шигирском торфянике найдены по меньшей мере головы еще двух человекоподобных деревянных идолов.
От старости Большой Шигирский идол распался на несколько частей. Первую попытку собрать его из уцелевших кусочков предпринял Д.И. Лобанов. Вышла фигура высотой 2,8 метра. По версии Лобанова идол был с руками и скрещенными ногами.
Однако изучивший идола в 1914 году известный археолог В.Я. Толмачев с Лобановым не согласился. Он произвел свою собственную реконструкцию. В итоге длина идола увеличилась почти в два раза, составив 5,3 метра.
К сожалению, в революционном лихолетье нижняя часть (193 сантиметра!) этой уникальной археологической находки была безвозвратно утрачена. Она осталась лишь на рисунках В.Я. Толмачева.
Любопытно, что современные специалисты во время монтажа истукана заметили ряд несоответствий между зарисовками и реальным орнаментом идола. Так, на рисунке не были отмечены глубокие нарезки на щеках. Уже через неделю тщательного исследования, ученые, к своему удивлению, обнаружили еще один лик — седьмой. Семь фигур на передней части тулова распределены по всей длине снизу вверх, а на оборотной плоскости — только что выявленное седьмое расположено на одном уровне с фигурой лицевой стороны. Все изображения сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными рисунками, выполненными в «скелетном» стиле. Внутри очертания обозначено два коротких отрезка — «пятна», что характерно для древних уральских изображений. Такой прием часто встречается, например, на рисунках писаниц. По мнению ученых, пятна могли обозначать либо внутренние органы существ, либо душу.
Очевидно, что элементы геометрического орнамента идола имели определенный смысл. «Истукан олицетворяет сразу несколько духов, — считает Светлана Савченко, — в нем закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. Любопытно, что такого рода скульптуры обычно вкапывались в землю. Но Шигирский по всем признакам просто стоял, к чему-то прислоненный, либо был приколочен». Эта деталь до сих пор непонятна исследователям. Кроме того, специалисты затрудняются интерпретировать знаки Шигирского идола. По данным этнографов, прямая линия могла обозначать землю, горизонт, границу между землей и небом, водой и небом, границу между мирами. Волнистая линия или зигзаг символизировали водную стихию, змею, ящерицу. Кроме того, зигзаг сигнализировал об опасности. Крест, ромб, квадрат, круг изображали огонь или солнце.
Как же выглядит знаменитый Шигирский идол? Все туловище уникального экспоната покрыто резным геометрическим орнаментом. Также на широких плоскостях вырезаны лица: три на лицевой стороне и три на обратной. Венчает идол, как несложно догадаться, объемное изображение головы. Оно также двухстороннее.
Изначально возраст идола не был точно определен, исследователи относили его к разным эпохам – неолит (6-5 тысячелетие до нашей эры), бронзовый (2 тысячелетие до нашей эры) и даже железный век (1 тысячелетие до нашей эры). И только в 1997 году перед самой консервацией идола (по причине его разрушения) был сделан радиоуглеродный анализ внутренних слоев древесины. Дата, которую определили ученые - эпоха мезолита.
Результаты превзошли даже все самые смелые предположения! В это трудно поверить, но этому деревянному идолу 9,5 тысячелетий! Он гораздо старше знаменитых египетских пирамид. Состоялась самая настоящая научная сенсация.
Один из исследователей, старший научный сотрудник, изучавший идола, писал – «Это необыкновенная скульптура. Чего-то подобного нет нигде в мире. Шигирский идол – одновременно и сложный и живой. А орнамент, которым он покрыт, – это не что иное, как зашифрованная информация. С помощью таких рисунков древние люди передавали свои знания. Расшифровать их непросто. Идол был датирован эпохой мезолита: примерно 8680 лет тому назад. На сегодняшний момент это самая древняя деревянная скульптура в мире. Несколько лет назад специалистами Российской академии наук был проведен радиоуглеродный анализ, и выяснилось, что возраст находки составляет ни много – ни мало 9,5 тысяч лет! И выходит, что уральский идол не только старше египетских пирамид, но и цивилизаций майя и ацтеков». Именно благодаря торфу – природному консерванту, Шигирский идол и смог так хорошо сохраниться.
Как считают ученые, изображения на поверхности идола раскрывают все мировоззрение наших далеких предков. Исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подземным) миром. Здесь угадываются фигуры, означающие мужское и женское начало, животный и растительный мир. Не все изображения удалось хоть как-то трактовать, объяснить. Шигирский идол до сих пор хранит множество загадок.
Шигирский идол наглядно свидетельствует о сложном мировоззрении и богатом духовном мире древних уральцев.
При этом в советские времена Шигирский идол никогда не показывали на выставках. Он хранился в запасниках. Лишь летом 2003 года (спустя более века после находки) Большой Шигирский идол был выставлен для осмотра всем желающим. В Свердловской областном краеведческом музее открыли специальный зал «Шигирская кладовая». Помимо идола в нем представлены архивные фотографии с раскопок, многочисленные находки, совершенные на Шигирском торфянике. Всего в двух небольших залах разместилось около шестисот уникальных предметов.
Для сохранности же самого уникального экспоната, не имеющего аналогов в мире, Шигирского идола — была создана специальная витрина, в которой поддерживаются оптимальные для сохранности идола условия. В ней всегда постоянная температура — 16 градусов. Для минимизации силы тяжести, чтобы избежать разрушения и деформации древности, фрагменты идола прикрепили к витрине тонкими металлическими скобами так, чтобы давление на части идола было минимально. Также ученые разработали специальную подцветку, подчеркивающую все детали Шигирского идола.
Лунная версия
«Среди изображений Большого Шигирского идола выделяются семь отдельных персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и шесть фигур, расположенных на плоскостях тулова, — рассказывает Савченко, — эти персонажи не поддаются однозначной трактовке. Если это изображения духов, населявших, по представлениям древнего человека, окружающий его мир, то вертикальная «поэтажная» постановка фигур, вероятно, говорит об иерархии представленных образов. Размещение изображений на передней и задней плоскостях идола, возможно, указывает на их принадлежность к разным мирам». А то, что всего образов — семь, натолкнуло ученых на мысль: орнамент Шигирского идола, возможно, не что иное, как лунный календарь. Цифра семь считается одной из самых таинственных. Древние шумеры придавали ей громадное значение. Не секрет, что каждая из четырех фаз луны делится на семь дней, и именно лунные циклы легли в основу древнешумерского календаря. Очень похоже, что шигирское божество с семью найденными образами в первую очередь олицетворяло Луну.
Правда, тут есть нюанс: древние люди часто отождествляли с Луной женские божества. А принадлежность уральского истукана к слабому полу до сих пор не доказана. Хотя в этот исторический период люди молились в основном женским божествам. Например, в Египте — Исиде, которая впоследствии стала одной из наиболее значимых и почитаемых богинь в Средиземноморье. Этой богине пришлось воссоздать тело своего мужа Осириса, который был жестоко убит, а его тело расчленено на 14 частей. Исида путешествовала по всему миру, чтобы найти останки своего мужа. В этой истории содержится аналогия с постепенным увеличением размера Луны за 14 дней от новолуния до полнолуния. Одним словом, чтобы подтвердить лунную или календарную версию, необходимо точно установить, какого рода уральский идол — женского или мужского.
Мара Шигирская
Впрочем, существуют и другие версии. Любопытное исследование Шигирского идола провел доктор философских наук, профессор Валерий Чудинов. Изучив орнамент, он сделал вывод, что это Богиня Мара. Идолопоклонство было особенно характерно для Урала — об этом свидетельствуют многочисленные этнографические материалы. «Боги живут в волокнах лиственницы, — передавали из уст в уста жители Урала, — и являются хранителями человеческих душ». Надо покормить своих предков — к идолу несут съестные припасы, надо сделать подарок — кладут у его подножия самое ценное украшение или наконечник стрелы. Так с кем же отождествляли предки шигирского истукана?
«При беглом осмотре лица скульптуры в глаза бросалась большая буква Р, отчего первой мыслью было чтение надписи как «род», причем такой знак можно было увидеть в нескольких местах, — рассказывает Чудинов. — Однако у бога Рода обычно смоделированы усы и клиновидная бородка, чего мы в данном случае не наблюдаем. Иными словами, никаких следов растительности на лице не видно, что заставляет предположить, что перед нами не мужское, а женское лицо, то есть вместо бога изображена богиня. При этом выражение лица — скорбное. Тогда у меня родилось предположение, что это не кто иной, как богиня болезней и смерти Мара. Однако, разумеется, данное предположение следует проверить чтением надписей».
Ученый увеличил зарисованное Толмачевым изображение идола. И действительно, на компьютерном мониторе помимо буквы «Р» отчетливо проступили слова!
«Слово «Мара» можно прочитать сразу в нескольких местах, — продолжает профессор, — любопытно, что самая интересная надпись находится на фронтальном изображении, на левой щеке уральского божка. Там можно прочитать слова «бог загробного народа». Хотя данная надпись вполне понятна, она пока не была ни разу встречена на ликах Мары. По сути дела, она характеризует еще неизвестную функцию богини Мары — функцию охраны «загробного народа». По мнению Чудинова, деревянная скульптура стояла на болоте, и ее должны были видеть издалека. Болото, которое позже стало торфяником, в таком случае понималось как царство мертвых.
Помимо имени божества профессор нашел на теле истукана и другие слова. «Слева под глазом читается слово «рая». То есть Мара являлась богиней рая. Слово «бог» читается справа как изображение глаза. Самая интересная надпись находится слева внизу, как бы очерчивая нижнюю челюсть: «тонкие миры Мары». Трудно себе представить, что выражение экстрасенсов было известно еще в античности и могло быть написано на лике Мары. На другом фрагменте ученый прочитал слова: «У Маре таятся несметная воинов рати». Что касается содержания данного отрывка, то он подается как некая реклама загробного мира: там никто не может обидеть, поскольку в раю находятся несметные рати павших воинов.
По мнению Чудинова, статуэтка — это центральная фигура славянского святилища богини Мары. Здесь совершали похоронные обряды и приносили жертвы богам потусторонних миров, чтобы взамен получить благосклонное отношение для умершего в загробной жизни. К тому же суть задабривания Мары состояла в том, чтобы не болеть и оттянуть на возможно больший срок «визит к Маре», то есть срок своей смерти.
Судя по всему, без малого девять тысяч лет назад на уральской земле жили люди с довольно высоким уровнем культуры, владевшие инструментами и технологиями обработки природных материалов и к тому же применявшие астрологические знания на практике. Сколь сверхрациональным ни считало бы себя наше научное сообщество, на свете есть огромное количество людей, которые верят в существование вещей, необъяснимых с точки зрения опыта. Поэтому, кто знает, может быть, Шигирский идол в будущем сделает переворот в вопросах естествознания?
А вот новости прошлого года :
Шигирский Идол — древнейшая деревянная скульптура в мире, хранящаяся в Свердловском краеведческом музее, была изготовлена каменным теслом. Это первые выводы российско-германской делегации, которая впервые за 11 лет вскрыла саркофаг с идолом, сообщила ИТАР-ТАСС хранитель «Шигирской кладовой» Светлана Савченко.
«После предварительного осмотра некоторых фрагментов фигуры было установлено, что часть идола сделана каменным теслом с отшлифованным лезвием, потому что срезы, с одной стороны, достаточно гладкие, а с другой — короткие, — уточнила Савченко. — Металлический инструмент позволил бы сделать более длинные срезы, но в Каменном веке металлов люди еще не знали. Мы будем заниматься этим и в дальнейшем, подробно смотреть образцы под микроскопом».
Главная задача делегации ученых из Германского археологического института (Берлин), Департамента по охране культурного наследия Нижней Саксонии (Ганновер) и московск