✔ КЇЕВСКАЯ РУСЬ (ИЗЪ НАСЛЕДİЯ ПРѢДКОВЪ)
✔ КЇЕВСКАЯ РУСЬ (ИЗЪ НАСЛЕДİЯ ПРѢДКОВЪ)
Киевский князь Владимир умер въ лѣтъ 6523 отъ СМЗХ. Смерти предшествовала продолжительная болезнь, которая также расшатывала устои государства. В связи с болезнью Владимир постоянно держал при себе одного из младших сыновей Бориса, которого любил больше других. Сыновья Борис и Глеб родились от византийской цринцессы Анны. Поэтому Бориса, не без оснований, считали наследником.
Однако у Владимира к этому времени в живых было 11 сыновей. Старший сын от полоцкой княжны Рогнеды Ярослав не собирался отказываться от своих прав. Каждый из братьев при дворе и в тех местах, где княжили, имели свою партию, свои дружины и были готовы предъявить свои претензии на престол. Был ещё Святополк, пасынок Владимира, сын убитого им брата Ярополка, который тоже претендовал на место под солнцем.
Таким образом, ситуация в Киевской Руси обострялась ещё и династическими проблемами, которые наплодил иудо-христианин Владимир. Надвигалась развязка. Первым выступил Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава I. Вместе с польской принцессой в Киев прибыл епископ Рейнберн, который как раз и стал вдохновителем заговора против Владимира. Таким образом, поляки пытались добиться поставленной цели – захвата западных земель Киевской Руси, но уже не при помощи оружия, а через посредство осуществления заговора. Владимиру удалось раскрыть заговор. Заговорщики, в том числе Святополк, были схвачены и посажены в темницу. Здесь епископ Реннберн и провел свои последние дни.
Святополк был отпущен на свободу и отправлен в город Туров, где находился под постоянным присмотром ненавидимого дядьки. Расправа над Святополком подтолкнула Ярослава на решительные действия. К этому побудили его сами новгородцы, постоянно стремившиеся к самостоятельности. Развитию событий способствовали и внешние обстоятельства. Буквально перед смертью Владимира печенеги начали свой очередной набег. Владимир направил против печенегов Бориса, дав ему в подчинение войско. В это время племянник Святополк оказался в Киеве. Смерть Владимира всколыхнула все накопившиеся противоречия, тем более, что главные претенденты на престол уже были готовы к действию.
Находившийся в это время рядом Святополк взял инициативу в свои руки. Он приказал доставить тело Владимира из Берестова в Киев и начал раздавать горожанам подарки, стремясь заручиться их поддержкой. В этой время сторонники Бориса послали за ним гонцов в степи, а сестра Ярослава Предслава послала гонцов к нему в Новгород. Гонцы сторонников Бориса нашли его войско на реке Альте и сообщили о смерти отца, а также о восшествии на престол Святополка. Близкие к Борису люди уговаривали молодого князя вести войско на Киев и взять власть. Однако Борис отказался сделать это, так как не чувствовал себя способным управлять государством. В то время ему было всего чуть более 20 лет. Христиане же выдают этот отказ за высокий нравственный поступок.
Узнав об отказе Бориса идти на Киев, войско разошлось по домам. Для опытных и политике и войнах людей было ясно, что Борис и его близкие люди мало на что способны и сами себя поставили в положение обречённых. После того как Святополк узнал, что войско покинуло Бориса и он остался с небольшим отрядом своих людей, то организовал собственный отряд во главе с боярином Путшей, который обещал расправиться с Борисом. Борис был извещён своими сторонниками о намерениях Свягополка убить его, но ничего не сделал для своего спасения. Вместо того, чтобы уходить, он остался на месте и принялся молиться перед образом Христа, видимо, вспомнил отца, который молился всякий раз, когда подступала опасность.
Уставший от многочисленных волнений и молитв, Борис поздним вечером лёг спать. В это время и появился отряд Путши. Нападавшие быстро перебили и разогнали малочисленную охрану и прорвались к шатру. Ударами копий снаружи они поразили князя на его постели. Затем завернули тело Бориса в шатёр и повезли его к Святополку. В Вышгороде обнаружили, что Борис ещё дышит. По приказу Святополка Борис был убит. Так Святополк устранил одного из своих соперников, действуя решительно, быстро и жестоко.
Однако оставался ещё брат Бориса муромский князь Глеб, также рождённый от византийской принцессы, который вполне мог претендовать на престол. Святополк направил к нему гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Глеб, ничего не подозревая, с небольшой дружиной отправился в путь. В пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Пришлось остановиться на полпути к Киеву на Днепре. Здесь его и застали люди Святополка. Они ворвались в ладью, перебили дружину, затем по их приказу повар Глеба зарезал его ножом. Святополк также расправился ещё с одним братом – Святославом, который правил в Древлянской земле и пытался бежать в Венгрию. Его настигли в пути и убили. Так Святополк отомстил Владимиру за убийство своего отца и собственные злоключения.
Авторы официальных исТОРических изданий умиляются по поводу христианской канонизации Бориса и Глеба и всячески поносят Святополка. Тем самым они выказывают своё собственное недопонимание того, что главным вредоносным центром был князь Владимир. Именно он изменил Староотеческой Вѣре, внёс вражду в народ и в правящий княжеский род. Именно благодаря ему началась борьба за самодержавный абсолютизм, в результате чего стало модным приглашать внешние силы для борьбы со своими внутренними противниками. Но его авторы официальных изданий критике и обвинениям в «окаянстве» не подвергают, а христиане почитают за святого.
Теперь в борьбе за власть столкнулись Святополк и Ярослав, который при помощи новгородцев собрал 40 тысячную рать. Правда, вновь не обошлось без эксцессов, так как нанятые варяги начали безобразничать. То есть варяги всегда смотрели на славян, как на добычу, а не как на равноправных союзников. Случилось почти такая же история, как и с Рюриком (Рериком). Разница состояла только в том, что Ярославу удалось замирить враждующих, пообещав новгородцам, что немедленно уведёт войско на юг против Киева. Святополк выступил навстречу с киевским войском и печенегами, согласившимися ему помочь.
Противники встретились на Днепре близ города Любеча ранней зимой въ лѣтъ 6524 отъ СМЗХ. Сражение у реки, где было немало стариц, образовавших целые озёра, не способствовало эффективному применению печенежской конницы, а в пехоте Святополк уступал Ярославу. В результате, победа досталась Ярославу. Святополк бежал в Польшу. Ярослав занял Киев въ лѣтъ 6525 отъ СМЗХ. Но борьба на этом не закончилась. Святополк вернулся вместе с Болеславом I и польским войском. Решающее сражение произошло на берегу Буга. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород с несколькими дружинниками. Святополк занял Киев.
Польские гарнизоны были расположены во многих городах Киевской Руси. Но поляки повели себя как завоеватели. В ответ киевские славѧне взялись за оружие. В таких условиях Святополк вынужден был сам выступить на стороне восставших. Поляков избивали повсюду, где их заставали восставшие. Осаждённый во дворце Болеслав I принял решение оставить Киев. Уходя, поляки ограбили город, увели с собой в полон массу людей. В числе уведённых в полон оказалась и Предслава, сестра Ярослава, которая стала наложницей польского короля. Ушёл с поляками и верховный церковный иерарх грек Анастас, верноподданнически служивший Владимиру. Ушёл, забрав с собой все ценности и казну Десятинной церкви. Это достаточно хорошо характеризует христианских просветителей Киевской Руси, их истинные нравственные качества.
Но поляки не только ограбили Киев, они ещё захватили западные города Киевской Руси. В это время Ярослав в Новгороде собрал новое войско и двинулся против Киева. Святополк не мог рассчитывать на поддержку киевлян и бежал к печенегам. Соперники вновь встретились на реке Альте въ лѣтъ 6525 отъ СМЗХ. Сражение произошло недалеко от того места, где был убит Борис. Оно закончилось победой Ярослава. Святополк бежал в Польшу, а затем в Чехию. Но по дороге умер. Въ лѣтъ 6527 отъ СМЗХ, Ярослав вторично вступил в Киев.
Но Ярославу удалось пока объединить только киевлян и новгородцев. Многие окраины оказались неподвластны Киеву. Это касалось, прежде всего, Полоцкого княжества, где правил внук Рогволда Брячислав, и далёкого Тьмутараканского княжества, где правил сын Владимира Мстислав. После того как Ярослав сел на престол в Киеве, Брячислав захватом Новгорода попытался укрепить свои позиции. Но силы были явно неравны, и Ярослав быстро справился с Брячиславом, подчинив Полоцкое княжество Киеву. Затем он попытался вернуть западные города Киевской Руси. Но это ему не удалось осуществить. В это время на Северной Кавказе набирал силы Мстислав.
Ему удалось подчинить себе многие северокавказские народы, в частности, касогов, победив в поединке их предводителя Редедю. После этого он был готов к войне с Ярославом, чем и решил воспользоваться. Собрав большое войско из подвластных народов, включая хазар и касогов, он въ лѣтъ 6531 отъ СМЗХ, двинулся в поход. В это время Ярослав находился в Новгороде. Войско Мстислава подошло к Киеву. Однако горожане «затворились» и не впустили Мстислава. Не решившись штурмовать Киев, Мстислав отошёл к Чернигову и занял его. Чернигов был, по существу, центром всей Северо-Восточной Руси.
Ярослав вновь вынужден был обратиться к варягам, которые вскоре явились в большом числе. Въ лѣтъ 6532 отъ СМЗХ, под Листанном, недалеко от Чернигова, произошло сражение. Сражение выиграл Мстислав. Ярослав, минуя Киев, бежал в Новгород. Через два года Ярослав собрал новое войско и прибыл в Киев. На этот раз братья воздержались от кровопролития и заключили мир. По этому договору всё левобережье Днепра с Северской землёй, Черниговом, Переяславлем и другими городами отошло к Мстиславу, не считая Тьмутараканского княжества. Мстислав, ставший, по существу, правителем соседнего государства, сделал своей столицей Чернигов. Под управлением Ярослава остались Киев с правобережными землями и Новгород с северными землями.
В начале 30 годов XI века Польшу потрясла междоусобица. Воспользовавшись этим, а также союзом с Мстиславом, Ярослав отвоевал западные города Киевской Руси. Въ лѣтъ 6534 отъ СМЗХ, умер Мстислав. А так как он не имел наследников, то его владения отошли к Ярославу. Так через 64 года под верховенством Ярослава была восстановлена держава Светослава. Правда, Ярослав уже выступал в качестве самодержавного правителя. В год смерти Мстислава печенеги отважились осуществить поход на Киев.
В это время Ярослав вновь был в Новгороде. Печенеги подошли к городу и осадили его. Ярослав действовал быстро. Собрал войско, в которое вошли варяги и новгородцы, и двинулся к Киеву. Внезапное появление войска Ярослава застало печенегов врасплох. Ему удалось легко войти в город. Затем он вместе с киевлянами вышел из города и дал сражение печенегам. В центре его войска действовали варяги, на флангах новгородцы и киевляне. Весь день длилось сражение. К вечеру войско Ярослава одолело печенегов. После этого поражения печенеги уже не смогли оправиться.
В ознаменование этой победы въ лѣтъ 6545 отъ СМЗХ, Ярослав на месте сражения заложил собор Святой Софии, точь-в-точь как в Константинополе. И это не было случайностью. Ярослав этим шагом подчёркивал свою духовную и религиозную зависимость от Византии. Несколько позднее последовало приглашение из Константинополя митрополита Феопемта, который появляется в Киеве въ лѣтъ 6547 отъ СМЗХ. Этот шаг Ярослава показывает, что правящий класс Киевской Руси сделал ставку на иудо-христианство и установление самодержавного правления.
Но признание Ярославом духовно-религиозной зависимости от Византии не прибавило Киевской Руси авторитета среди греков, которые смотрели на славѧнъ, как на людей второго сорта. Это переносилось и на бытовые отношения. Около лѣта 6547 отъ СМЗХ, в Константинополе случилась расправа над русскими купцами. Она послужила поводом к войне с Византией. Большое войско под началом старшего сына Ярослава Владимира въ лѣтъ 6551 отъ СМЗХ, двинулось к Константинополю на ладьях.
Около западных берегов Руского (Чёрного) моря флот попал в бурю. Часть судов потонула, часть разметало. Около шести тысяч воинов, с потонувших судов, во главе с воеводой Вышатой высадилось па сушу. Большая часть войска морем двинулась обратно в отечество. Император Константин Мономах приказал преследовать руский флот и уничтожить высадившихся воинов. В морском сражении славяне нанесли поражение грекам и благополучно возвратились. Судьба высадившихся была трагична. Греки окружили и взяли в плен отряд Вышаты. Многих ослепили и отпустили в Киев для устрашения.
Лишь въ лѣтъ 6554 отъ СМЗХ, Киевская Русь заключила новый мирный договор с Византией. В честь возобновления мирных отношений был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, с четвёртым сыном Ярослава Всеволодом. В лѣто 6561 отъ СМЗХ, от этого брака родился сын – будуший великий князь Владимир Мономах. В это время Ярослав породнился со многими европейскими государями, что, однако, не исключало войн и вторжений с их стороны в будущем. Война с Византией несколько отрезвила Ярослава и заставила его вести достаточно самостоятельную духовно-религиозную политику, что выразилось в назначении въ лѣтъ 6559 отъ СМЗХ митрополитом Илариона без согласия константинопольской патриархии, с которого, к сожалению, пошло возвеличивание Владимира, крестившего киевлян. Разумеется, это произошло с согласия Ярослаиа. Не случайно Иларион именовал Ярослава на иудейский манер «великим каганом».
Ярослав, которого ещё называли «Мудрым», умер въ лѣтъ 6562 отъ СМЗХ, в год разделения христианства на правоверное и католическое. Перед смертью он разделил Киевскую Русь между своими сыновьями. Свой престол он оставил старшему сыну Изяславу. Остальным сыновьям наказал не вступать во владения других братьев. Таким образом, старший в великокняжеском роду становился великим князем. Но такой подход к престолонаследию не обеспечивал стабильности власти, так как каждый великий князь стремился передать престол не следующему за ним брату, а своему старшему сыну. Передвижением князей далеко не всегда было довольно население того или иного княжества. В перспективе система престолонаследия настолько запутывала права князей на великое княжение, что без войн и междоусобиц обойтись становилось невозможно. Выходит, не таким уж «Мудрым» был этот «великий каган».
Усиление влияния иудо-христианства также не способствовало креплению единства народа. Вражда поэтому тлела постоянно и выливалась в открытые столкновения при обострении экономической ситуации или внешнеполитической обстановки. Первым мощным восстанием на базе ухудшения экономической ситуации было выступление народа в Суздале въ лѣтъ 6532 отъ СМЗХ. В том году был голод. Народ, возглавляемый волхвами, стал захватывать дворы богатых людей и разыскивать хлеб. Христианство внесло раскол в род. Если раньше всё, созданное руками людей, принадлежало роду и потреблялось всеми членами рода, то теперь в роду выделились богатые и бедные, что неизбежно вело к имущественному расслоению и вражде на этой почве.
Таким образом, к религиозно-мировоззренческому расколу добавились социально-экономические проблемы. В этих условиях вырастала отчуждённость власти от народа, равно как стремление этой власти удержать своё господство над народом. В этой связи воинская сила – княжеские дружины всё больше превращались в корпус жандармов, призванный держать народ в повиновении. Вследствие чего у дружинников не остаётся времени совершенствовать своё боевое мастерство. Уровень боеспособности княжеских дружин стал резко падать. К этому добавилось нежелание молодых людей из народа идти в такую дружину. В результате, княжеские дружины перестают быть надёжной опорой и борьбе с внешними врагами.
Выявляется необходимость привлечения наёмников из других стран или приглашение войск других государств и народов. Такую практику мы как раз видим в действиях Ярослава и Святополка. Выявляется также необходимость дружить с тем, кто имел внушительную вооружённую силу. Отсюда как раз вытекают действия Ярослава связанные с заключением династических браков. Но эта политика могла дать эффект только в условиях отсутствия агрессивного и сильного противника. В случае его появления созданную Ярославом и Владимиром государственную систему ждала катастрофа. И эта катастрофа громко постучала в двери въ лѣтъ 6576 отъ СМЗХ, когда в пределы Киевской Руси пришл