Из работы Александра Фаминцына «Скоморохи на Руси» (1889)
Представителями светской музыки в России с древнейших времен, в течение многих столетий, служили искусники или потешники, издавна носившие название скоморохов. Весь продолжительный период истории светской музыки в России с XI века (раньше этого времени мы не имеем письменных свидетельств о музыкантах и певцах русских) до середины XVII столетия может, по справедливости, быть назван эпохой скоморохов.
Скоморошество — явление, общее всем европейским народам в средние века; скоморохи — преемники греко-римских скиников или мимов, народных потешников, подвизавшихся частью на сцене или просцениуме театра, частью на пирах и попойках, на улицах, площадях и в питейных домах. Откуда бы ни пришло в Россию искусство скоморохов, с юга ли (из Византии) или с запада, — но уже в XI веке оно оказывается привитым и укоренившимся в обиходе народной жизни русской; с этой поры оно может быть рассматриваемо как явление, на русской почве вполне акклиматизовавшееся и принявшее здесь самостоятельное развитие, сообразное с местными условиями и характером русского народа. Скоморохи — древнейшие представители народного эпоса, народной сцены, народного музыкального искусства. — Располагая в хронологическом порядке дошедшие до нас сведения о скоморохах, мы можем проследить и постепенное обогащение состава находившихся в распоряжении их музыкальных орудий. К первоначальному, древнейшему инструменту скоморохов — гуслям, о которых почти исключительно упоминается в русских былинах Владимирова цикла и преимущественно — в старинных народных песнях, сперва присоединяются трубы, бубны, сопели, позже — сурны, домры, волынки или дуды, гудки (смыки), лиры, органы, свирели и т. п. инструменты…
Около середины XVII века прохожие, бродячие ватагами (в качестве особого, резко отличающегося от прочих, презираемого всеми сословия) «веселые молодцы» постепенно сходят ос сцены, а оседлые более или менее перерождаются в музыкантов и сценических деятелей на новейший западный лад.
Скоморох с этого времени становится отжившею свой век историческою личностью, хотя все отрасли его потешной деятельности продолжают и ныне жить и практиковаться в народе…
О том, каков был характер и стиль музыки скоморохов, мы можем делать одни лишь предположения, так как письменных памятников они нам не оставили, да и оставить не могли: они, конечно, нотных знаков не знали и, следовательно, песен своих не записывали. Предположительные заключения о мелодиях последних можно строить по песням преемников скоморохов – сказителей былин и бандуристов относительно «великой», а также по практикуемым еще в народе играм – относительно «веселой» их игры.
Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., Алетейя, 1995. – (Славянские древности), с. 4, 173-174, 175-176.