Опыт перехода на семейное обучение

Опыт перехода на семейное обучение

Весной 2011 года я поняла, что нужно переводить сына (на тот момент - пятиклассника) на семейное обучение. Лето ушло на решение этой проблемы. Сейчас позади первая четверть и первый опыт взаимодействия со школой в новом качестве.

Не знаю, надо ли писать о причинах, которые заставили меня перейти на семейное обучение. Если надо, то я напишу. Пост на эту тему готов, но не уверена, что он будет интересен тем, кто уже и так принял решение обучать ребенка в семье. Пока я лучше расскажу о том, как выглядел процесс перехода на семейное обучение.

Первый опыт общения со школой на тему семейного образования был следующим. В конце мая я пришла в школу с готовым решением относительно СО. Настроена я была решительно, других вариантов (давайте переведем ребенка в другой класс или в другую школу) не рассматривала, хотя администрация школы их предлагала.

Про обучение в семье мне сказали, что это возможно только при наличии медицинских показаний. Мне придется собрать комиссию, так как мнения одного врача недостаточно. Поскольку мальчик у меня, слава Богу, здоровый, то этот вариант не подходил. А других школа не знала.

Мне пришлось потратить массу времени на изучение темы. Я сутками не выходила из Интернета, искала сайты, информацию, мнения, разобралась с разницей между домашним и семейным обучением, экстернатом. О вашем сообществе в ЖЖ я к тому моменту еще не знала.

Ко второму этапу общения со школой я была готова более основательно. Я ссылалась на «Закон об образовании», опыт московских и питерских школ. Мне пообещали рассмотреть мой вопрос и посоветоваться с районо.

В результате через несколько дней мне сообщили, что районо категорически отказало в возможности обучать сына самой. «При семейном обучении, – сказали в районо, – ребенка отчислят из школы, ведь школа в таком случае снимает с себя все обязательства. А раз ребенок ни к какой школе не прикреплен, то на родителей будет наложен штраф за неисполнение родительских обязанностей».

Я попросила телефоны районо, в частности, тех людей, кто курирует нашу школу и кто отказал мне в семейном обучении. Я не единожды созванивалась с представителями районо, обсуждала этот вопрос, доказывала свое право учить ребенка дома. Параллельно разговаривала с городским управлением образования, выясняла их позицию в отношении семейного образования. Переговоры с районо были длительными и неоднократными, возникало ощущение, что меня тестируют на адекватность. Возможность встретиться с представителями районо появилась не сразу: июнь, ЕГЭ, всем было не до меня.

Когда меня наконец-то пригласили на собеседование в районо, я была готова «воевать», но идти до конца: в городское управление образования, к уполномоченному по правам ребенка, куда угодно. Но воевать не пришлось: даму, которая долгое время вела со мной переговоры по телефону, вдруг куда-то вызвали, встречу со мной она отменить не успела, и вместо нее меня принимала другая. Она сразу же сказала мне, что поддерживает идею семейного обучения, что уже долгое время пытается доказать своей коллеге мою правоту и что в итоге никаких препятствий она не видит, о чем и сообщит в мою школу. Так к концу июня я получила «добро» от районо.

Июль ушел на составление договора и обсуждение некоторых деталей со школой. Договор мне дали стандартный базовый, в нем не было практически ничего. Я переделала его под себя, внесла кучу изменений и дополнений. К моему удивлению, завуч, которая работала со мной, сказала, что никаких проблем в этих изменениях не видит, все будет подписано в конце августа, когда директор выйдет из отпуска.

В конце августа выяснилось, что завуч что-то перепутала, договор мой она не видела, а вместо него прочитала какой-то другой аналогичный, и что многие мои правки школу не устраивают. Вносить изменения пришлось в экстренном режиме, потому что в конце августа у школы было много других проблем, кроме меня, а я категорически настаивала на том, чтобы договор был подписан в кратчайшие сроки. Я не спала спокойно с начала учебного года, май доконал меня совершенно, и мне хотелось поставить наконец точку в этой длительной истории.

В итоге из договора удалили три важных для меня пункта:
- возможность получать бесплатные консультации по предметам,
- возможность сдавать предметы в индивидуальном порядке,
- возможность отказаться от аттестации по ИЗО, музыке, труду и физкультуре.
Так договор и подписали.

Сразу же хочу сказать, что мои первоначальные претензии к школе (а их за прошлый год было немало) постепенно сошли на нет. За это время (с июня по ноябрь – ровно полгода) мне пришлось пообщаться со многими учителями. Обвинять конкретных людей в наших школьных проблемах можно лишь частично.

В подавляющем большинстве случаев учителя поставлены в такие трудные условия, когда они могут сделать для детей совсем немного. Конечно, кто-то из них остается совершенно равнодушным, но многие искренне любят детей, переживают из-за современной системы образования, сочувствуют родителям, но не могут изменить Систему.

Когда мы с сыном были «по ту сторону баррикад» (то есть сын ходил в школу ежедневно, я – чуть реже, но тоже очень часто), взаимопонимания с учителями было очень мало. Когда мы с сыном вышли из этой игры (теперь мы числимся «на особинку» и стоим вне всяких баррикад), очень многие учителя показали себя душевными, понимающими, сочувствующими людьми, одобрившими мое решение перевести сына на семейное обучение.
Сухова Елена.

От администрации группы.
Родителям, выбирающим форму обучения для своего ребенка, необходимо знать о следующих особенностях семейного обучения:

Вам предстоит найти школу, в уставе которой прописана семейная форма обучения. Для этого можно обратиться в местный орган управления образованием, где есть данные на все районные школы. Вам предстоит написать заявление в отделе образования при администрации города (района). Вы можете получить в школе на время обучения в семье безплатные учебники и литературу из школьной библиотеки, методическую помощь и консультации учителей (по согласованию с администрацией школы).
По поводу бесплатных консультаций в школе: что это нереально, так как эти часы учителям никто оплачивать не будет.

Государство обязано выплатить родителям или лицам, замещающим их, денежные средства, равные затратам на образование ребенка, как если бы он продолжал учиться в государственной или муниципальной школе. Но это в реальной жизни не работает. Все денежные рассчёты свалили на местные бюджеты. Обычно денег в глубинке на это не хватает. Реально выплачивают деньги только в Москве и Санкт - Петербурге.

Обучать ребенка на дому могут как сами родители, так и приглашенные преподаватели (репетиторы).

При семейном обучении ребенок прикрепляется к конкретной школе, поэтому сохраняются все его права.

Ученики каждый год проходят аттестацию в общеобразовательной школе и по ее итогам по решению педсовета переводятся в следующий класс. Итоговая аттестация в форме устных и письменных экзаменов обязательна для всех учеников. Как все, учащиеся должны сдать ЕГЭ. Выдержавшие экзамены получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

Контроль за обучением остается в ведении школы. Если ученик не усваивает программу, ее администрация может предложить продолжить обучение в школе, перевести в класс компенсирующего обучения или оставить на повторный курс.

Все спорные вопросы решаются местными органами управления образования.

Учитывая рост интереса к семейной форме обучения, особенно в начальной школе, создан Центр «Домашнее (семейное) обучение», целью которого является оказание методической и психологической помощи родителям. К примеру: http://pandia.ru/text/79/236/31545.php