✅ ЖАР-ЦВЕТ. Свети-цвет, Перунов цвет, Царь-цвет, Жарье цветенье – по-разному...

✅ ЖАР-ЦВЕТ. Свети-цвет, Перунов цвет, Царь-цвет, Жарье цветенье – по-разному...

✅ ЖАР-ЦВЕТ

Свети-цвет, Перунов цвет, Царь-цвет, Жарье цветенье – по-разному называют этот волшебный «цветок» в народе. Говорят, что такой Цветявно, видимо для всех проявляется – «распускается», светится, расцветает – в нашем мире в определённое время и на малый срок один раз в году. Жар-цвет естьу каждого растения: это Жарье тело, свет (аура)любого цветка, травы, дерева. Если человек сможет овладеть этим светом – то есть сможет взять («испить») силу растения, соединив со своей жизненной силой, со своим собственным светом, – он по¬лучит большое могущество и волшебные способ¬ности. В народе говорят, что такое свеченье цветов и трав связано со светом звёзд.
У одних растений Жар-цвет появляется в Купальские ночи – на летнее солнцестояние, у других – в самой середине лета, у третьих – в августовские грозовые дни. В русских народных сказках наиболее известен Жар-цвет папоротника и постоянно светящийся, чудесный и божественный Аленький цветочек.
В сказках многих народов Жар-цвет описан, как волшебный цветок – образ молнии и Небесного света. Говорят, что когда он появляется, ночь бывает яснее дня, абутон его раскрывается с треском и распускается золотым или алым цветом, настолько ярким, что глаза слепит. Такой искрящийся Жар-цвет охраняет сам Пе¬рун – владыка грозы и грома. Многим людям хочется завладетьПеруновым цветом, так как он приносит счастье, удачу, владение тайными знаниями о Природе и всём мироздании. Но сорвать его трудно, а иногда – и страшно – нечистая сила (нави),охраняя его, пугает и путает человека: вызы¬вает видения, гром и молнию, наводит безпробудный сон, колеблет землю под ногами. Всё это для того, чтобы волшебный «цветок» не попал к случайному и слабому чело¬веку, – тогда бед не оберёшься. Даже держа в руке Жар-цвет, стоит усомниться в этом или испугаться чего-то – как он исчезнет!.. Только смелый и чистый душой человек может владеть Жар-цветом растений и управлять таким даром. Его часто видят дети, радуются ему, рисуют его.
В древних травниках – «Зелейниках» – описывается множество волшебных трав «цветущих огнём»: у одних Жар-цвет пылает непод¬вижным, стойким и сильным пламенем, у других имеет вид молнии, у третьих – подобен огню призрачному, лёгкому, летучему. Сами названия этих трав заво¬раживают: Тирлич-трава, Царь-трава, Одолень-трава, Сон-трава, Перелёт-трава – и многие, многие другие, чьи таинственные названия дожили в сказках и народных заговорах до наших дней. «Цветок нетленный, цвет мой милый», - писал о таких «цветах Ивановой ночи» поэт В. Ходасевич.


«Лишь когда солнце и роса упадёт на землю, соберутся в путь тра¬вознаи – за целебными кореньями и волшебными травами. На Купалу показывается людям Разрыв-трава, что помогает людям открывать клады. В тихих заводях распускается Одолень-трава – белая кув¬шинка. Её берут с собой в дальние дороги, чтобы оберегала от бед и напастей. Но больше всего хотят найти люди Жар-цвет папоротника. Одним он представляется бархатно-алым, как пляшущий в углях огонь, другим – таинственно синим. А третьи говорят, что в лунном свете раскрываются серебристо-белые лепестки… Никто его сам не видел, только слышали все от бабушек красивую сказку. Будто один раз в году можно встретить этот Цветок, тогда и найдёт тебя счастли¬вая доля».
(«Цветок папоротника» В. Липский, И. Сергеев)

«Когда цветёт этот таинственный Цветок, ночь бывает яснее дня и море колышется. Рассказывают, что бутон его разрывается с треском и распускается золотым или красным, кровавым пламенем, и притом столь ярким, что глаз не в состоянии выносить чудного блеска; пока¬зывается этот Цветок в то же самое время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками…».
(«Энциклопедия русских преданий»)

«Взяла она из кувшина золочёного любимый Цветочек аленький, сошла она в зелены сады, и запели ей птицы свои песни райские, а деревья, кусты и цветы замахали своими верхушками и ровно перед ней преклонилися; выше забили фонтаны воды и громче зашумели ключи родниковые, и нашла она то место высокое, пригорок муравча¬тый, на котором сорвал честной купец Цветочек аленький, краше ко¬торого нет на белом свете. И вынула она тот Аленький цветочек из кувшина золочёного и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего.
Подивилася она такому чуду чудному, диву дивному, порадовалась своему Цветочку аленькому, заветному, и пошла назад в палаты свои дворцовые».
(«Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)

«Вот и вздумал этот холоп на Ивана Купалу, в самую ночь, сходить в лес, сорвать папоротник, чтобы клад достать. Дождался он этой ночи, уложил барина спать и в одиннадцать часов пошёл в лес.
Входит в лес. Раздался тут свист, шум, гам, хохот. Жутко стало, но он всё ничего: хоть и жутко, а идёт…
И тут увидел: растёт вдали цветок, сияет – точно на стебельке в огне уголёк лёжит. Обрадовался холоп, бегом к цветку побежал, а черти ну его останавливать: кто за полу дёрнет, кто дорогу загородит, кто под ноги подкатится, чтоб он упал. Уже почти добежал холоп до цветка, но тут не вытерпел да как ругнёт чертей: «Отойдите, - говорит, - вы от меня проклятые!».
Не успел выговорить, его назад отбросило. Делать нечего, поднялся, опять пошёл, видит: на прежнем месте блестит цветок…».
(«Ночь на Ивана Купалу», русская народная сказка)
Источник "Сказочный словарь"