Тайна острова Буян

Тайна острова Буян

Тайна острова Буян

На море, на Океане, на острове Буяне
стоит бел горюч камень Алатырь,
под тем камнем сокрыта сила могучая
и силе той нет конца…
Пушкин – кто он все-таки пророк или просто человек, адекватно оценивавший всю полноту окружавшей его информации. «Сказка – ложь, да в ней намек…» красной линией проходит через все его творчество. Но что же он намекал и почему именно намекал, а не говорил нам прямым текстом. Отказавшись от прозы и выбрав для своих произведений стихотворную форму, он тем самым как бы заверился в том, что они не будут случайно или сознательно искажены потомками. Ведь куда более сложно вырвать слово из ритма стиха, нежели из свободной прозы. Что же хотел сказать поэт, повествуя об острове Буяне в его цикле русских народных сказок. Случайно или нет, величайший русский поэт упоминал об этом острове в своем творчестве? Ответ на этот вопрос нужно искать в биографии главной музы поэта, его няни Арины Родионовны. Сегодня большинство населения России, уже со школы знают, что она была его наставницей и вдохновительницей, но мало кто, кроме биографов поэта представляет себе, что это была за женщина. А между тем если бы не она, то мир мог и не узнать ни о царе Салтане, не об острове Буян, ни об удивительном мире Владимирской Руси описанной в поэме. Об этом Дмитрий Соколов рассуждает в своей статье.

Родилась няня поэта 10 апреля 1758 года в деревне Лампово под Великим Новгородом в семье северных поморов. Именно здесь с древнейших времен в устной форме смогли сохраниться уникальные дохристианские сказания о Русской Земле ее истории и народах населявших дохристианскую Русь. Причем, то обстоятельство что на протяжении нескольких веков деревня переходила из Шведского подданства в русское и обратно, лишь усилило внутреннее желание селян сохранить свою культуру и древние предания в первозданном виде. Скорее всего, юную Аринью, именно так звали няню поэта на самом деле, избрали хранительницей традиции и уже в последствии, когда она стала няней Александра Сергеевича, ее рассказы вдохновили его на создание тех удивительных образов, которые мы можем прочесть на страницах его книг. Так сложилось, что Арина Родионовна смогла донести до поэта сказания об острове Руян и его удивительных храмах. А, учитывая тот факт, что Новгород по преданию основали варяги и переселенцы с южной и восточной Балтики, после прихода туда немцев, лишь усиливает догадку, что под островом Буян Пушкин понимал именно современный Рюген.

Сегодня сказки Пушкина настолько заинтересовали исследователей, что уже философы, историки и психологи пристально изучают его произведения. Но особенный интерес вызывает сказка о Царе Салтане, поскольку в ней связь с историческим островом Руян просматривается на каждой странице. Так дорога к острову: «Мимо острова Буяна к царству славного Салтана», это ни что иное, как знаменитый путь «из варяг в греки» и дальше на восток к Византии, находившейся к моменту захвата острова датчанами под властью турецкого султана. Так и тридцать три богатыря являются калькой с трехсот воинов храма Свентовита, охранявших остров от врагов, даже тот факт, что тридцать три богатыря являются братьями подчеркивает, связь воинства и братства храма Свентовита на Руяне.

Позднее традиция по охране города именно тремястами воинами была перенесена в Великий Новгород, в котором верховная власть принадлежала не вечу, как это принято думать, а именно высшему совету из трехсот воинов, которым подчинялся посадник, князь и епископ. Они принимали все важнейшие решения в Новгородской республике и только потом они выносились на утверждение вечем. Очевидно, что Пушкин знал гораздо больше, чем хотел сказать и если сказка о царе Салтане поддается сравнительно легкой расшифровке, то строить предположения о том, что скрывается за фасадом сказки о золотом Петушке предполагать очень не хочется.

В наше время, после того, как Генрих Шлиман обнаружил Трою, а с экранов кинотеатров не сходят археологические блокбастеры, посвященные легендарным Индиане Джонс и Ларе Крофт, многие исследователи стараются найти подтверждения существованию той ли иной религии. Но не успели пройти одна за другой несколько экспедиций на Арарат в поисках Ноева Ковчега, как исследователи заспешили на поиски секретной камеры под Сфинксом и так до бесконечности, многообещающие поиски идут, а результата все нет. Однако, что бы не искали археологи, каждому человеку интереснее всего узнать о судьбе и реальности религии его собственного народа. В России это много веков подряд передающаяся из уст в уста, воспетая А.С. Пушкиным, народными песнями и заговорами легенда о чудесном острове Буян и волшебном Алатырь камне, исполняющем желания.

Где живут Боги или последний оплот славян
Удивительно, но практически никто из исследователей русского фольклора не пытался найти остров Буян и Алатырь камень на географической карте мира в реальном масштабе времени. Видимо еще со времен прихода Христианства на Русь, легенду об этом острове отнесли в разряд литературных мифов. Возможно, даже специально некие силы постарались стереть из народной памяти информацию о реальном местонахождении острова, что бы старая религия не смогла помешать новой, покорять русские Земли. А зря, поскольку в иностранных источниках осталось очень много свидетельств о реальном существовании славянского острова с похожим названием. Как гласит главная легенда, приведенная в Голубиной книге, одной из священных текстов славян: Летела мировая уточка над бескрайним морем океаном и несла в клюве волшебный Алатырь камень. Вдруг небольшой камень в ее клюве стал расти. Не удержала его уточка, выронила в море. Но камень, упав на дно моря, все равно продолжал расти. И скоро над водой показался остров Буян. А на нем белая Алатырь гора. На которой, полу конь полу человек Китоврас, по приказу Сварога, отца Богов, выбивал копытом искры, каждая из которых потом превращалась в славянских Богов. Так гласит легенда, а как было на самом деле, неужели действительно существует Алатырь камень, остров Буян и в каком море на Земле следует искать это таинственное место?
Многие ученые этнографы, писатели и путешественники пытались найти остров Буян, но ни у кого эти попытки не увенчались успехом, поскольку любая мифологическая история это прежде всего сказка, но основанная на вполне реальных событиях. Так и с островом Буян, например составитель русского толкового словаря В. Даль вполне справедливо полагал, что Алатырь камень, это прообраз Янтаря, в огромных количествах добывающегося на Балтийском море. Ведь, как гласит его словарь янтарь – в переводе на древне русский означает - “алатырь или алабор”, а Балтийское море в средние века называлось Алатырским. Учитывая же приставку бел горюч, которую тексты заговоров делают перед Алатырь камнем и внешний вид янтаря, сравнение очень близкое к реальности, тем более, что славяне в средние века селились как раз вдоль всего Балтийского побережья. Но наиболее убедительной выглядит версия историков о том, что истинный остров Буян, это упоминавшийся в русских былинах современный остров Рюген, расположенный в Германии около города, с удивительно русским названием Росток. Сходство поразительно, как уникальна и история острова. Свое современное название, он получил сравнительно недавно, после того, как окончательно вошел в состав Германии. А до этого на протяжении тысячелетий именовался как Руян, что в переводе на современный язык звучит, как «русский остров». Населял же его забытый сегодня народ Раны, которые были одними из родоначальников знаменитых варягов, народа воинов, покоривших всю средневековую Европу. Причем, как пишет энциклопедия «История Европы», уже в девятом веке племя Ранов с острова Руян, считалось не только самым бесстрашным на Балтике, но и заставило все близлежащие государства платить им дань. Например, одно из сильнейших скандинавских государств того времени Дания исправно платило дань Руяну. Однако даже не блестящими воинскими подвигами был знаменит остров и не эти заслуги делают его прототипом легендарного Буяна. Самой главной тайной Буяна не афишируемой по сей день, является город-крепость Аркона.
Дело в том, что одна из главных причин, по которой Раны покорили окрестные народы, была в, том, что их соседи по Балтийскому морю, не без основания считали, что жители Руяна напрямую общаются с … Богами. Которые помогают им в ратных делах, предсказывая поражение или победу, а нередко и сами выступают во главе армии славян.

Аркона – город Храм
Столицей острова был город – храм Аркона, уникальный по тем временам город, обнесенный 10-12 метровой стеной, расположенной на высоком валу, остатки которого сохранись до сегодняшнего дня. Внутри города кроме жилых построек находились прекрасные деревянные храмы светилища посвященные всем славянским богам. Это были великолепные деревянные постройки внутри которых стояли кумиры каждому из главных Богов входивший в пантеон Балтийских славян. Возможно, это покажется странным, но до 1168 года, Аркона считалась главным культурным, военным и религиозным центром славянской цивилизации державшей в страхе и повиновении все Балтийское побережье, а поклониться Богам ранов съезжались правители большинства европейских государств, поскольку именно заступничество Богов Арконы почиталось превыше всех других, существовавших в то время. Даже дельфийский Оракул в Греции пользовался меньшей популярностью, чем кумир Свентовита, верховного божества славян. Очевидно, именно по этой причине мы много знаем о Греческих, Римских, Египетских, Христианских Богах, но практически ничего не слышали о русских светилищах того времени. Их популярность была настолько велика, что после крушения Арконы, победители постарались поскорее стереть их образы из памяти народа и самое главное летописей, ведь именно по ним современные историки реконструируют древние события. А стирать было чего, каждый из храмов города поражал своей красотой и богатством среди них выделялись три главных храма, первый принадлежал Перуну или Перкунасу, как его называли на Балтике. Его кумир был о семи лицах, на единой голове, семи мечах на поясе, и об одном оголенном мече в левой руке, олицетворяя воинские доблести, войну и победы. Вторым был Бог о пяти лицах без сабель и мечей, его называли Яровитом или Ярилой, олицетворяющий плодородие. И третьим самым большим и главным храмом острова было светилище Свентовита, отца богов, воплощение Рода, единого бога славян от которого по преданию произошли и боги и сами Раны, являясь не людьми, а потомками богов.

Фото острова Рюген.