Стихии у славян – носители правды.

Стихии у славян – носители правды.

Символ чистоты душевной… Огонь не терпит нечи­стого. Зажигая лучину, на Руси говорили: «Святой огонешек, дайся нам!» Древние славяне верили, что правда на земле имеет естество огня. Огненным должно быть и ее выра­жение. Не случайно до сих пор в русском языке «искренностью» называют проявление душевного порыва, а «искренним» — человека, чьи речь и поступки дают образ подлинной жизни его души. «Прав­да в воде не тонет и в огне не горит»,— говорит русская послови­ца. Правда сама есть огонь палящий и родник под­линной жизни. Образы правды — огонь и вода — чисты, святы и целительны для души и тела. Среди русских поверий встречаются и такие, в которых высказывалось определенное отношение к воде. «Матушка, свя­тая водица, родная сестрица! Бежишь ты по пенькам, по коло­дам, по лузям, по болотам, и бежишь чисто, непорочно. Сними с раба божьего все болезни и скорби». Культ природы для славян был очень важен.
Огонь и вода — носители правды — поддерживали на земле право и порядок. Некоторые судебные обычаи славян, исходят из убеждения, что огонь и влага — мудрые судьи человека. На Божьем суде раскаленное железо или ки­пящая вода устанавливали правоту или виновность подсудимых. Правое дело есть мудрое дело: оно предполагает ведение само­го подлинного в мире, а таким ведениям дается дар предвидения. Поэтому, согласно древним верованиям, огонь и влага полны вещей силой.
Везде в природе разлита божественная сила: она живет в плеске вод, в шелесте листьев, в птичьем гомоне… Древний славянин всегда чувствовал близость носителей этой святой силы, и общение с ними давало ему уверенность в том, что они участвуют в земных заботах и делах человека. Природа, по мнению славян, живет в согласии с жизнью божества: она угасает в осенние дни вместе с меркнущим огнем неба, застывает зимой вместе с оледенением влаги. Жар весны, растопляющий снега, возвращает земле утерянную си­лу, а в летние дни все живое наполняется огнем солнечных лучей и дождевой водой, достигая расцвета.
Воспроизводя таинственные действа природы, эти праздники образуют ступени, по которым человек как бы восходит к божественному, ведомый солнцем, обновленным в день зимнего солнце­ворота оживляющей силой воды. Отзвук этой зимней тайны отразился в песнях, сопровождающих святочные игры, где речь идет о золотом кольце, как символе солнца, скрытом в снегу или воде» — так поэтически описывает поверья древних славян С. Фамицын в книге «Божества древних славян». Проникновение в глубину природы требовало прежде всего знания действующих в ней сил, и это знание давали загадки или гадания. Для древних славян загадки были «сокро­венными словами», понимание которых было знаком мудрости, постигающей правду. В них также шла речь о явлениях приро­ды, творимых огнем и водой: «Заря-зарница ключи потеряла; месяц пошел, не нашел; солнце пошло, ключи нашло» (от­гадка — роса).
Гадания должны были научить правде жизни. Это была беседа с первоисточниками мудрости. Древние славяне верили, что вещая сила живет в угольке, связке дров, в кочерге… Подобных обрядов у славян было очень много.