СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДУГИ.

СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДУГИ.

...Рассматривая их как предметы материальной культуры, исследователи либо совершенно игнорировали их духовную, сакральную, эстетическую и энергетическую функции, либо уделяли им явно недостаточное внимание.

Известный специалист по отыскиванию в русской культуре иноземных «влияний» В.В. Стасов утверждает, что первоначально дуга существовала у карелов и финнов, а на Руси появилась примерно в конце XV-начале XVI века. Результаты археологических раскопок в Новгороде не оставили от этой версии камня на камне. В изданиях И. Голышева и А. Бобринского резные и расписные дуги представлены лишь фрагментарно, однако именно эти исследователи положили начало изучению дуг не просто как утилитарных предметов, но и как произведений искусств.

В.И. Даль даёт следующее толкование слова «дуга»: «В оглобельной упряжи деревянная, согнутая крутым лучком тугая распорка между оглобель, укреплённая концами взахлёст кожаными петлями, гужами, после чего клешни хомута стягиваются под шеей лошади супонью».

Изображение упряжи с дугами имеются в сочинениях путешественника Сигизмунда Герберштейна, дважды побывавшего на Руси в начале XVI века, а также в альбоме Мейерберга, проезжавшего по Руси в XVII веке.

Археологические находки подтверждают бытование у новгородцев дуги в XII-XV веках. Однако не подлежит сомнению, что дуга как элемент упряжи появилась у русских людей в гораздо более отдалённые времена.

Слово «дуга» имеет общеславянские корни и толкуется этимологами как «нечто искривлённое». В древнерусском языке с XI века оно употреблялось в значении «радуга». В значении же «часть упряжи» впервые зафиксировано в русско-английском словаре-дневнике Ричарда Джемса начала XVII века (1618-1619 гг.). В старославянском языке дуга обозначается ка «джга» и также состоит в тесном родстве с радугой.

Не подлежит сомнению, что сложное слово «радуга» произошло от слова «дуга». В Тверской губернии оно произносилось как «рай-дуга» (райская дуга?). По всей видимости, предложенная А.Н. Афанасьевым санскритская версия, согласно которой первым своим слогом «радуга» соответствует немецкому «regen» и означает «водоносную дождевую дугу», наиболее близка к истине.

Хотя не менее интересна и другая версия, согласно которой первоначально слово «радуга» произносилась как «рай-дуга», т.е. райская небесная дуга, и лишь со временем звук «й» был поглощён так же, как в слове «поди» вместо «пойди».
В народном представлении радуга представала в качестве небесного лука, при помощи которого бог-громовник Перун пускал смертоносные стрелы-молнии в демонов тьмы. Связь между дугой и луком прослеживается и в русской пословице: «Ах, ты, радуга-дуга! Ты убей мужика!».

Радугу отождествляли также с небесной аркой, коромыслом, мостом, змеёй, божественным поясом, кольцом и головной повязкой. В русских народных загадках дуга упоминается довольно часто: «Два моря на дуге висят» (коромысло), «Два моря, два горя на крутых горах на дуге висят» (коромысло), «Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса), «Лежу – всё молчу, подыми – всех заговорю» (дуга с колокольчиками), «Станет – выше коня, ляжет – ниже воробья» (дуга). НЕ менее часто упоминается она и в русских народных пословицах и поговорках: «Забрякали дугами, не улежать и хомутам», «Хоть дугу впрягай, только бы везла!», «Вот тебе хомут да дуга, а я тебе не слуша!», «Туда и сюда, как попова дуга», «Из дуги оглобли не сделаешь», Согнулся дугой, да и стал как другой», «Я тебя согну в дугу, да и концы накрест сведу!»,

Считалось, что радуга охотнее всего пьёт воду у водяных мельниц, поэтому купаться в таких местах было опасно. Женщине, долгое время рожавшей одних девочек, необходимо было выпить воды, взятой из того места, где «пила» радуга: после этого у неё начнут рождаться мальчики.

Гадая о суженом, русские девушки выходили на крыльцо и изо всей силы бросали в ворота дугу. Считалось, что если дуга упадёт обоими концами или хоть одним в ворота, - девушку ожидает близкое замужество, если же ударится в них ребром – до свадьбы далеко.

Дуга являлась настолько приметной частью упряжи, что нередко название её употреблялось как нарицательное и отождествлялось с самим возом. Крестьяне говорили: «Пошло с товаром тридцать дуг» (т.е. возы). Денежный сбор с извозчиков и ямщиков назывался «дужнина» или «дуговое», а сами собираемые деньги – «дужники».

Чаще всего дуги изготавливались из липы, ветлы, берёзы, черёмухи, вяза. В словаре В.И. Даля упоминается «дуговой лес», т.е. лес, пригодный для выделки дуг. Наиболее ценными считались дуги из вяза.

Основными мотивами росписи на дугах являлись геометрический (ромбы, квадраты, круги), растительный (виноград, цветы, трава, листья) и зооморфный (львы, единороги, кони, реже – зайцы, лисы, птицы). Довольно часто выпуклая поверхность дуг украшалась также мелкой геометрической резьбой с преобладанием квадратов и треугольников.

К концу XIX века дужный промысел стал понемногу приходить в упадок. На смену тяжёлым массивным праздничным дугам пришли тонкие, лёгкие, украшенные цветочным узором по чёрному фону. С капитализацией общества художественный уровень украшения дуг заметно упал, а точнее – снизился до уровня «ширпотреба».
Украшение дуг, без сомнения, изначально носило оберегательно-магический характер. Вся конская упряжь обильно украшалась оберегательной символикой: шлея, уздечка, хомут, арканы, седло покрывались латунными солнечными бляшками и клёпками, расписная золотая дуга и звонкий мелодичный звон
колокольчиков и бубенчиков отпугивали злых духов и хищников.

«Когда человеку необходимо было покинуть свой двор, - пишет Б.А. Рыбаков, - выехать в мир, подстерегающий его множеством коварных злыдней, он оказывался защищённым от них, во-первых, своей одеждой, полной заклинательных знаков, конской сбруей с бубенцами, игравшими у всех народов апотропеическую роль, и орнаментацией телеги или саней… Дуга над головой коня была украшена тремя солнцами в позиции восхода, зенита и заката»...
(Фрагмент статьи Михаила Сурова)