✅ СЛАВЯНСКАЯ ОДЕЖДА.ОБРЯДОВЫЙ КОСТЮМ. Рубаха - суть наидревнейшая славянская...

✅ СЛАВЯНСКАЯ ОДЕЖДА.ОБРЯДОВЫЙ КОСТЮМ. Рубаха - суть наидревнейшая славянская...

✅ СЛАВЯНСКАЯ ОДЕЖДА.ОБРЯДОВЫЙ КОСТЮМ.

Рубаха - суть наидревнейшая славянская одежда, и в русском народном костюме - наипервейшая его часть, основа; все остальные детали лишь дополняют образ. Рубаха сопровождает человека на протяжении всей его жизни - от младенчества до глубокой старости, согревает, украшает, оберегает. В рубаху принимает младенца бабка - повитуха. В чистой белой рубахе, уходит человек по Калиновому Мосту в мир иной. Бывают рубахи будничные и праздничные, ворожбенные, покосные, свадебные и похоронные. Оттого и шьются они по-разному, разные обереги несут, из разного материала делаются. Так же различают рубахи: исподки - нательные (холщовые) и красные - верхние нарядные (отсюда красно платье). Древним названием одежды вообще было у славян слово “портище” - отрез (кусок ткани); отсюда и слово “портной” - человек, шьющий одежду. Название это продержалось на Руси до пятнадцатого века, а в олонецких говорах еще в девятнадцатом веке одежду называли “порт”. Наиболее архаичной формой одежды у славян являлся, конечно же, руб. Это был простой шмат (отрезок) ткани (льняной, конопляной), который перегибался пополам, а на сгибе делалось отверстие для головы. Руб мог быть сшивной - сшитый по бокам или не сшивной, но обязательно перехваченный поясом. Девичья запона, дошедшая до наших дней, и есть такой несшивной руб. Делалась запона из льняного крашенного толста, подпоясывалась, и была обыкновенно несколько короче рубахи, на которую одевалась. Образец кроя рубахи есть здесь. Каждый способен изготовить себе национальную одежду по этим образцам. Материалом для рубахи издревле служила домоткань: холст, серьмяга, льняное полотно, шерсть домашней выделки. Вот древние славянские названия тканей: частина, узина, толстина, вретище, шерстян-волосень. Так по названию материала часто и рубаху называли: пестрядевая рубаха - из пестряди, пеньковой и льняной грубой ткани в пеструю полоску; “замашная рубаха” - рубаха из замашки (дергунца), бесплодной конопли (мужское растение); “веретище” - очень грубая рубаха из веретья, ткани из оческов льна и конопли. Кроме самых простых и грубых тканей, было много тканей тонкой выработки, как местных, так и привозных. С двенадцатого века, в народе получили широкое распространение кумча, бязь, миткаль (привозные). Гладко окрашенные ткани назывались крашениною, узорчатые - набойкой. Любили в старину красить ткани в красный, зеленый, желтый и черный цвета. Соковыми красками красили - из растений. Зеленую краску делали из травы пырея, желтую и коричневую - из луковой шелухи, оранжевую - из коры яблоневых побегов, красную - из ягод... В ладу с Природой надо было жить всегда, ведь, чтобы рубаху сшить, необходимо лен посеять, вытеребить, размять, расчесать, спрясть, выткать полотно и только потом шить... С шестнадцатого века вошло в обращение и народное слово “платье”, и портные с тех пор стали называться: кафтанники, шубники, шапочники. Название “портной” сохранилось, вероятно, лишь для мастеров, шьющих рубахи и портки. Наиболее архаичным кроем рубахи можно назвать туникообразный. При таком крое мужская рубаха отличается от женской только меньшей длинной и наличием подоплеки. Подоплека - холщевая или из серпянки (грубой льняной или пеньковой ткани) подкладка на грудь и спину мужской рубахи. Подоплека служит для прочности: от тяжелой работы ткань на плечах истлевает от пота. “Рубаха - трут: трутом на плечах перегорела”, - в шутку говорил народ. Сказать надобно, что рубахи никогда не шились в обтяжку; крой всегда был свободным, и рубаха всегда подпоясывалась. Рукава делались довольно длинными (до первой фаланги большого пальца - на мужских рубахах) и узкими. Для того, чтобы рукава могли двигаться свободно, в подмышку вшивали ластовицу (ласток, ласточенок) - кусок прямоугольной ткани, как правило красного или синего цвета. Рукава женской рубахи могли достигать удивительной длины. Такие рукава собирали красивыми складками по руке, и схватывались у запястья узорчатыми зарукавьями. Рубахи -долгорукавки дожили почти до наших дней в Рязанской губерни, и поражают мастерством вышивки... Крой русской рубахи а домонгольский период отличался мудрой простотой. Так как полотно ткалось довольно узким (от 32 до 60 см.), рубаху расширяли за счет боковых клиньев. Рукав делали вышитый, длинный и узкий; носили дорогие зарукавья из добротной узорчатой ткани. Воротника же а этот период не было; вместо него одевался ожерелок, застегивавшийся сзади на клялышь. Ожерелок, как и зарукавья, богато украшался вышивкой и даже каменьями и перламутром. Женская рубаха была "в рост", и у шеи могла собираться в сборку. Женщины также носили ожерелья, запястья и навесные украшения. В пятнадцатом веке, получил распространение косой ворот на мужских рубахах. Пришивной манжет на женских рубахах (равно как и рукав в сборку) появился только в семнадцатом веке. Женские рубахи иногда богато расшивались жемчугом - скатным северным, а то и гурмыжским - из Персии. Кроме того, в большом ходу был перламутр - “раковина”, как его называли в старину. Издавна было известно золотое шитье. Древние киевляне носили одежду с большим количеством золотого шитья. Самая старая из известных -русская золотая вышивка была найдена археологами в кургане князя Черного (близ Чернигова), и датируется десятым веком. Близ города Пронска в курганах были найдены останки шелковой одежды с сохранившимися воротниками. Воротники, как отложенные, так и стойкой, были вышиты золотой нитью и имели бронзовые пуговки. Датируется погребение двенадцатым веком. Один из старейших центров русского золотого шитья находился в городе Торжке... А вот украшение женских рубах кружевными вставками -явление относительно новое, ему всего триста лет. Знаменитые Михайловские кружева (численное кружево) радуют глаз традиционной цветовой гаммой, (красный, белый, синий)... Украшение рубахи всегда было исполнено глубокого смысла и представляло собой иногда сложнейшее сочетание обережной и иной волховской символики. Особенно обильно украшались ворот, подол и рукава, а также и швы. Рубахи обшивались тесьмой, вышивались, украшались узорными лоскутными нашивками. Обычные для рубах вышитые обережные мотивы: кони, птицы, дерево Жизни, растения и растительные орнаменты вообще, ланки (ударение на “и”) - антропоморфные персонажи, изображения Богов...Весьма многообразны полосчатые орнаменты: травчатый, лапчатый, личиками, Струями, репьями, копытцами, коньками, свинушками, крестом и кружалком, и т.д. Нужно отметить, что иногда вышитые части перешивались со старой рубахи на новую (Аналогично было и с полотенцами). На Руси, традиционным обережным цветом был красный - цвет огня, цвет крови. Сама холстина в рубахах называлась Землей, а вышивка Ярью. Таким образом, Небесный Огонь, покрывая Землю, зачинал и оберегал все живое. В древности русский народ различал до тридцати оттенков красного цвета. Каждый из них имел свое название, например: черевчатый (черемной) - красный, багрец - аловишневый, мясной - алый, кармазиновый - малиновый, рудо-желтый - оттенок рыже-красного цвета, кумашный - красно-алый, чремной-искрасной - рыжий, боканный - красный, и т.п. Справедливости ради нужно сказать, что точное определение и обозначение того или иного цветового оттенка посредством слов современного языка крайне затруднительно, ибо наши далекие Предки гораздо тоньше нас чувствовали цвета, а так же то настроение, которое они создают в душе человека. Следует добавить, что в качестве оберегов славяне использовали большое количество навесных украшений, (особенно женщины). Еще в четвертом веке арабские путешественники отмечали обилие украшений у восточных славянских женщин, особо выделяя золотые и шейные серебряные гривны, а так же большое количество украсов из высоко ценившегося тогда зеленого бисера. Монисты, ожерелья, браслеты и другая “женская кузнь”, изготовленная славянскими мастерами, всегда ценилась знатоками. Рубахи подпоясывались - пояс издревле представлялся сильным и действенным оберегом. Его ткали, вышивали узорами, украшали капторгами и тузлупами. К дорогим кожаным поясам подвешивали маяльники - качающиеся привески, иногда с дорогими камнями или смазнями. Кисти бранных поясов украшались самоцветнымиварворками и золотой нитью. Девочки с детства плели красную нить, которой матери позднее опоясывали их перед свадьбой. Известны нательные пояса, которые носили на голое тело - их не снимали даже в бане, веря в защитную силу... На Руси издавна ценились дородство в фигуре, поэтому рубаха подпоясывалась низко, а над поясом делался напуск. Это, в основном, касалось середовых - людей среднего возраста; молодежь подпоясывалась по талии. Нижняя рубаха подпоясывалась шнурком) Длина рубахи так же имела свои возрастные различия: старики (белые люди) и дети носили длинные рубахи. Мужики носили рубахи короче - немного выше или немного ниже колена. Женщины - до стопы. Так же разным возрастам соответствовали разные типы вышивок: наибольшее количество вышивок присутствовало на девичьей одежде. В зависимости от статуса и возраста женщины на ее понёве было определенное число свастических символов солнца от 1 до 12.... Таков был древнерусский канон, позже, с течением времени, претерпевший некоторые изменения, но в главном сохранивший и донесший до нас сквозь столетия драгоценное наследие древней культуры. Алексей ПОТАПОВ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ОБРЯДОВОГО КОСТЮМА В каждой местности и у каждого племени свои традиции, по всему ореолу расселения славянских племен: в постройке домов, в изготовлении оружия, национального костюма и прочее, прочее. И говорить об одной, обязательной для всех традиции, не приходится. Есть общий канон, но он говорит только об общих признаках и едином истоке в самом начале, и все. Основных делений костюма по направлениямнаправлениям четыре: повседневный, праздничный, обрядовый, боевой. Рассматривать все виды костюма не стоит, потому что споры и поучения ведутся только вокруг обрядового. Начнем с общих требований, одинаковых как для мужского, так и для женского обрядового костюма. Рукава должны быть длинными, полностью скрывающими руки. Должны ли быть они до земли? Здесь уже вступает в силу различие мужского и женского костюма, и о них мы скажем позже. Но обязательно должны присутствовать ластовицы - особо обратим внимание - красного, обрядового цвета. Также красной тесьмой должны быть обшиты все края, причем не просто обшиты, а в обхват краев. Основной используемый материал - белый лен, это идеальный вариант. В настоящее время найти настоящий лен большая проблема, поэтому допустима любая белая ткань. Наши далекие предки пользовались льном только потому, что это был самый распространенный материал, сейчас же различных материалов очень много, да и лен далеко не дешевый. Не тушуйтесь, импровизируйте. Конечно, к жрецам это не относится - им придется постараться, но найти лен, и желательно домотканый. Почему нужно обшивать обрядовую одежду красной тесьмой или лентой? Такова славянская традиция, в которой красный цвет всегда занимал особое место. Если вкратце, то красный цвет отпугивает всякую нечисть, которая пытается проникнуть в человека и там обосноваться. Эти представления дошли до нас от наших предков, и лучше, если этот элемент традиции будет сохранен. Все-таки, обрядовое одеяние - это особый вид одежды, и потому здесь нужно соблюдать хоть какой-то канон. Теперь перейдем к различиям в мужской и женской обрядовой одежде. Понятно, что мужская обрядовая одежда отличается от женской хотя бы присутствием штанов, но это не главное. Главное в другом: мужская одежда в отличие от женской, раскраивается в виде равностороннего креста. Подол ниже колена, до середины голени, можно и чуть ниже. Рукава полностью скрывают руки и кисти рук, свисая чуть ниже, но не намного. На рукаве присутствует оручье, оно необходимо для того, чтобы поднять рукав и закрепить его; для обвязки используются кожаные, тесьмовые, веревочные ленты. Также на рукаве присутствует рукавное ожерелье, украшенное вышивкой, обычно родовой, но в современности ее часто заменяют растительные орнаменты. Подол тоже можно украсить вышивкой, но это будет уже вашим личным творчеством. Воротниковая часть представляет собой круглый вырез для головы с прямым срезом в низ. Косоворотки такой длины, чтобы голова проходила, пришли к нам вместе с татаро-монголами, то есть при уже активном развитии христианства. Воротниковую часть тоже можно украсить вышивкой, она называется плечевое ожерелье. На мужской обрядовой рубахе может присутствовать вышитый оберег в виде сбегающих от плеч к пояснице ступенчатых линий. Обязательным атрибутом мужского костюма является пояс. Не подвязка, а именно пояс (подвязка - это повседневный атрибут, не являющийся обрядовым). На поясе можно закрепить нож. Какой именно - это уже ваша фантазия; главное - не перочинный и не складной, а простой, в ножнах. Штаны, которые подходят к обрядовому костюму - это, конечно же, не джинсы и не что-либо "a lapunk". В качестве материала здесь вполне подойдет кожа, грубый лен или какие-либо другие комбинированные варианты, главное чтобы штаны по своему стилю и покрою соответствовали именно древней народной традиции, а не современным модным веяниям. Обрядовая обувь - это сапоги, ичиги, лапти, но никак не кроссовки, ботинки или кеды. Естественно, женская обрядовая одежда отличается от мужской хотя бы своей длиной. Длина женского обрядового платья доходит до щиколоток и ниже. От бедра начинается разрез, причем с обеих сторон. Рукава по своей длине достигают земли. На уровне кисти руки делается разрез для свободного выхода руки. Ворот того же принципа, что и мужской. Вышивка на женском платье - это вопрос исключительно фантазии, ведь женщины - большие искусницы по части рукоделия. Однако, опять же, вышивка должна соответствовать славянской символической традиции, и наличие в ней каких-либо явно современных элементов недопустимо. У женской обрядовой одежды есть еще и дополнение - понева, которая является обязательной частью женской обрядовой одежды. Понева - это поясной фартук, который подвязывался поверх платья. Ее носили только женщины и девушки, причем, на девушек их одевали, как знак половой зрелости, когда девушка готова была стать ждущей своего суженого невестой. И далее поневу уже не снимали на протяжении всей жизни. Украшение поневы зависело от родовых установок, существовавших в каждом роду или семье. Обувь - примерно такая же, как и у мужчин; с той лишь разницей, что для женщин допускалось и то, что на обряде они могли быть и босиком. О головном уборе. Для мужчин - без вариантов: никаких головных уборов на обряде, ни за пазухой, ни в руках, а уж тем более на голове. Это просто неуважение к предкам и богам. Для девушек - то же самое, исключение делается только в холодное время года. А у женщин много сложнее, в некоторых племенах замужняя женщина вообще не могла появиться без головного убора. Поэтому сейчас на обрядах - пусть наши женщины сами решают, одевать им головные уборы или нет. Украшения тоже на их выбор, тем более, что они в них разбираются весьма хорошо. Мужчины могут только дарить украшения женщинам, радуя их своим вниманием.