Славянская большая семья.

Славянская большая семья.

Славянская большая семья.

Даже для современного человека, связанного с совершенно чужими людьми самыми разными отношениями – дружественными, деловыми, финансовыми и многими другими, родство занимает особое место. Хотя мы, с точки зрения древних людей, почти сироты: ведь мало кто может вспомнить свою родню дальше, чем за пару поколений, да и общаемся мы чаще всего лишь с двоюродными - троюродными родственниками.

Конечно же в древние времена ситуация была совершенно иной. В начале нашей эры поселения славян состояли из одной большой семьи. Как правило, наши предки выбирали красивый солнечный склон на берегу реки или озера в дебрях нехоженого леса и строили там общинный дом. Этот дом, имевший приличную площадь порядка пятисот квадратных метров, служил одновременно и жильем для всех членов рода (а было их примерно пятьдесят – шестьдесят человек), и хлевом, и складом, и мастерской.

Огораживали его редко, вполне хватало защиты труднопроходимого леса и болот. Да и мало кто в те времена перемещался с места на место. Любой род находился на полном самообеспечении: выращивал себе пищу, изготавливал посуду, одежду, обувь, орудия труда. Торговать такой «экономической единице» было особо нечем, да и, в общем-то, не зачем – все необходимое было, а о существовании чего-то другого просто не знали.

На первый взгляд, с исчезновением родовых поселений род перестал быть определяющим фактором в жизни человека, однако он никуда не исчез, и еще очень долго именно большая семья диктовала каждому своему члену, что тот должен делать.

Да и сегодня нельзя сказать, что родственники не имеют влияния на нашу жизнь. Пусть для повседневного выживания объединение всех членов семьи уже давно не нужно, все же именно к родне человек обращается за помощью в первую очередь, и нет страшнее напасти, чем семейный разлад, не говоря уж о кровавом раздоре.

Кстати сказать, наша недавняя история, когда родственные отношения пытались заменить идеологическими, ясно доказывает, что такие попытки неизменно заканчиваются трагедиями. А для примера достаточно вспомнить братоубийственную гражданскую войну.

Но вернемся к древним славянам. Какой же была жизнь наших далеких предков, когда она практически полностью определялась принадлежностью к роду, к большой семье?

Долгое время отдельный человек воспринимался окружающими в основном не сам по себе, а лишь как часть определенного сообщества, которым могла быть гильдия, цех или дружина, хотя о названиях подобных объединений у славян сохранилось мало сведений. Но первой и самой важной была принадлежность к большой семье.

Всем знакома пословица «по одежке встречают, по уму провожают». Сейчас она понимается лишь как необходимость произвести хорошее первое впечатление своим внешним видом. Но пришла она к нам из тех далеких времен, когда цвет, покрой, украшение одежды человека ясно показывали окружающим, к какому именно роду он принадлежит.

Тысячу лет назад нашим предкам достаточно было взглянуть на наряд человека, чтобы понять не только из какой он местности и какого рода-племени, но даже его общественное положение и «гражданское состояние» - достиг ли совершеннолетия, есть ли своя семья, да и многое другое.

Кстати сказать, если кто-либо без крайней необходимости переодевался в одежды, не соответствующие его достоинству и полу, его ждало суровое осуждение окружающих, а порой и наказание. В сущности, подобное было допустимо лишь ради спасения жизни, своей или чужой.

Каждый род имел свою репутацию: кто-то славился честностью, а кто-то буйным нравом. Так что такая «визитная карточка» в виде одежды позволяла людям сразу решить, как вести себя с незнакомцем. Вот и встречали человека «по одежке», и только потом, хорошо узнав его лично, «провожали по уму».

Возглавляли большую семью, составляющую род, Большак и Большуха. В древности они не были самовластными правителями, как в более поздних крестьянских семейных общинах старой России. Правильнее сказать, что они осуществляли лишь исполнительную власть, показывая остальным пример в любом деле.

При этом все важные вопросы решались на общем семейном совете, где мужчины и женщины имели равное право голоса, весомость которого определялась лишь личным авторитетом.

Кстати сказать, по представлениям древних людей, родственниками не рождались. Для того, чтобы стать членом семьи, каждый новорожденный обязательно проходил обряд принятия в род. Такой же обряд мог пройти и посторонний человек, которого в силу каких-то причин было решено принять в семью. Но, в общем-то, любой, кто разделил с хозяевами трапезу, уже переставал быть чужим, хотя вряд ли становился полноправным членом рода.

Большая семья, из которой и состоял род, представляла собой единый коллектив, и вырвать человека из него могли лишь чрезвычайные обстоятельства. Смерти, к примеру, это было не под силу – ведь умершие предки оставались рядом с живыми, защищая и охраняя их, и именно к ним обращались в случае нужды в первую очередь.

По древним законам род нес за каждого человека коллективную ответственность. Это проявлялось не только в том, что родня первой спешила на помощь родственникам, попавшим в беду или затеявшим большие работы. За провинившегося человека тоже отвечала вся большая семья.

Да ведь даже сегодня нежелание «срамиться перед своими» нередко удерживает людей от дурных поступков. Потому существовала реальная угроза своим неразумным поведением нанести ощутимый урон почитаемым родственникам.

Так что, как видим, древний славянский род был большой дружной семьей, жизнь в которой была вполне комфортна для каждого ее члена, будь он работящим взрослым, малым ребенком или уважаемым стариком. Любой человек был обеспечен и материально и духовно - воистину «мой род – моя крепость».