✅ РОССИЯ КАЗАЦКАЯ - 3. ДОНЦЫ. (научная версия). Пожалуй, никто из русских...

✅ РОССИЯ КАЗАЦКАЯ - 3. ДОНЦЫ. (научная версия). Пожалуй, никто из русских...

✅ РОССИЯ КАЗАЦКАЯ - 3. ДОНЦЫ.
(научная версия)

Пожалуй, никто из русских казаков не столь известен, как донские казаки, донцы. Они сформировались примерно в то же самое время, что и днепровские казаки, запорожцы и ученые до сих пор спорят, у кого из них первенство в образовании войска казачьего? Донцы для русских, наверное то же самое, что и запорожцы для украинцев, воплощение вольного народного духа. В России наиболее известным именем до сих пор остается Степан Разин, донской атаман, именем которого называют крупнейшее допетровское восстание казаков, имевшее целью распространить казачьи вольности и казачье устройство на всю Россию. С именем Разина связано множество легенд, песен и сказаний. Некоторые исследователи относят к донцам и Ермака Тимофеевича, покорителя Сибири. Однако, по другим данным, Ермак был волжским казаком и о них мы поговорим позже.

Итак, происхождение донцов мы частично рассмотрели в предыдущем посте, и все исследователи сходятся в том, что прямыми предками донцов были бродники, этнически смешанное население побережья Азовского моря, нижнего Дона и Днестра в XII—XIII вв. Бродники упоминались еще в русских домонгольских летописях. В западноевропейских документах говорится о Земле бродников, как граничащей с куманами, русскими и болгарами. Например, в документах папы римского 1227 года встречается фраза «CumaniaetBrodnicterra…». В 15 веке, когда на Дон постепенно проникают рязанские казаки, они смешивают с месным населением бродников, положив начало донским казакам. В формировании донского казачества, вероятно, принимали участие и тюркские (торки и берендеи), и кавказские (касоги и ясы, черкассы) племена, но уже в 13 веке бродники говорили на русском языке.

Как бы то ни было, официально Донские казаки упоминаются в 1552 году в связи с походом на Волгу к стенам Казани под началом атамана Сусара Федорова. В результате благодарный Иван Грозный пожаловал казакам грамоту на вечное владение Доном со всеми его притоками. Спустя 4 года донские казаки Ляпуна Филимонова совместно с московскими ратями принимают участие в ликвидации Астраханского ханства.
Тут проявляется разница с запорожскими казаками и разница не в пользу запорожцев: До конца XVI века Донское казачье войско было абсолютно независимым и до 1716 года Царство Русское вело отношения с областью Войска Донского через Посольский приказ (то есть, говоря современным языком, через «министерство иностранных дел»), как со всеми другими самостоятельными государствами. Запорожская же Сечь, основанная Байдой Вишневецким в 1556 году, хоть и была при основании независимой, но уже в при короле Стефане Батории, казаки были образованы в полки Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией и Швецией. Эти казачьи отряды получили название реестровых казаков.
О первенстве донцов перед запорожцами писал и известный русский историк В. О. Ключевский: «Городовые казаки, и прежде всего, вероятно, рязанские, стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. Донских казаков едва ли не следует считать первообразом степного казачества. По крайней мере, во второй половине XVI в., когда казачество запорожское только еще начинало устроиться в военное общество, донское является уже устроенным».
Уверен, что донцы и запорожцы сформировались примерно в одно и то же время и при схожих обстоятельствах. Да и независимость их был схожей до времен правления Петра Первого. Правда судьба у них получилась разная. Донцы благополучно дожили до сегодняшнего времени на своих коренных землях, запорожцы же, волею императрицы Екатерины Великой, получили вторую родину, Ставрополье и Кубань, превратившись в черномроцев, РОССИЙСКИХ кубанских казаков, и оставив своей изначальной Родине, Украине, песни, танцы и дух казачьей вольницы.

После Петра Первого донцы (да и все остальные казаки) составляют особое сословие в составе Российской империи, освобожденное от зависимости и податей, но обязанное нести военную службу, дело для казаков родное и привычное. С тех пор казаки становятся неотъемлемым для русской армии родом войска, которое наиболее внушительно прогремело в войне 1812 года и в Великом походе 1813 года. Тогда впервые западная Европа смогла воочию увидеть грозных и ужасных казаков, голыми моющих своих коней в Сене, в пригородах Парижа. Во французский обиход прочно вошло русское "Бистро", а галерею русской воинской славы - имя атамана графа Матвея Ивановича Платова.

Время Гражданской войны в России - наверное самое трагическое время для донских казаков. Раскол казачества на белых и красных, с практически геноцидом первых, прекрасно описаны самым известным писателем донского казачества, Михаилом Шелоховым. Его роман "Тихий Дон" стал неотъемлемой частью русской культуры, а его образы Григория Мелехова и Аксиньи - одними из самых ярких и известных русских литературных образов.

Вторая мировая война тоже трагически прошлась по донцам. Часть донского казачества воевало за Германию, в составе 1-ой казачьей кавалерийской дивизии фон Паннвица, увы. Из песни слова не выкинешь.
В 1980-е гг. началось возрождение казачества. 28 июня 1990 года в Москве собрался Учредительный Большой Круг Союза казаков, на котором участвовало 263 делегата. Атаманом союза казаков Росии был избран потомок донских казаков Александр Мартынов. 17 ноября того же года в Ростове-на-Дону открылся Съезд казаков Дона, атаманом которого стал сын Шолохова. Столицей донского казачества закреплен Новочеркасск. В казачьей среде стали популярны идеи превращения Дона в особый автономный регион России на базе Ростовской области, к которой должны быть присоединены части Волгоградской области России, а также Донецкая и Луганская области Украины.

Продолжение следует…