Красная Армия — единственная, которая могла победить вермахт.

Красная Армия — единственная, которая могла победить вермахт.

Красная Армия — единственная, которая могла победить вермахт.

С другой стороны, Красная Армия смогла справиться со всей мощью Германии и её союзников. Летом 1943 практически вся немецкая армия была на Востоке. Оккупационные силы во Франции имели только одну боеспособную дивизию, ещё несколько недавно сформированных дивизий были на Сицилии. Зная это, Сталин был уверен, что станет победителем, поэтому его главной заботой стало устройство послевоенного мира. Помощь союзников, конечно, уменьшила бы потери русских, но это мало его волновало. В апреле 1945 Красная Армия могла бы оставаться ждать на Одере, пока американцы брали бы Берлин, и 250 000 русских не были бы убиты или ранены. Но Сталин устроил гонку между Первым Белорусским фронтом и Первым Украинским фронтом, безо всякой необходимости увеличивая число потерь.

Три ключевых фактора обусловили победу СССР во Второй мировой войне: организация сильной власти, достаточное количество оружия и боеприпасов, достаточное количество подкреплений. В этом исследовании подробно рассматривается первый фактор: боевые части и как, где и почему они формировались. Сплачивание подразделений от стрелковой роты до группы армий позволило малообразованным и неопытным русским крестьянам и рабочим, которые к тому же часто были гораздо старше и обладали худшим здоровьем, чем их коллеги в армиях других стран, победить армию Германии. В Красной Армии было достаточно важных символических событий: принятие присяги в присутствии полкового знамени, награждение полков и дивизий почётными званиями в память о взятии городов, перенос традиций погибшей части на вновь сформированную. Почётное звание оставлялось дивизии даже в случае смены её номера и боевого назначения. Другие факторы — снабжение подкреплениями и оружием — упоминаются при обсуждении основной темы, но требуют отдельного исследования. Целью данной работы является рассказать, как была организована и функционировала Красная Армия в годы Второй мировой войны. В результате исследования станет ясно, что к началу 1943 г. Красная Армия была в состоянии разгромить армию Германии даже без военных действий на Западе. Стратегия России с тех пор определялась политическими планами и положением СССР в мире в послевоенный период.

Советский военный писатель [1] рассказал о факторах, которые определили возможность нации выиграть войну:

Экономическая база
Развитие технологий
Военная доктрина и традиции
Географическое положение
Способности и опыт кадров
Сравнительная сила противника

Для победы было необходимо преимущество по большинству из этих факторов. Советское правительство стало работать по всем этим направлениям в 30-е годы и в начале 40-х, а в начале 1943 достигло преимущества по всем позициям.

Сильная экономическая база была создана в ходе выполнения пятилетних планов, когда была построена тяжёлая промышленность и освоена технология массового производства. В июне 1941 Германия, учитывая экономическую мощь оккупированных ею к тому времени стран, была гораздо сильнее Советского Союза. Потеря западных областей СССР в 1941 ещё ослабило экономическую базу страны. Но путём драконовских мер и концентрированных усилий русское военное производство превзошло таковое в Германии в начале 1943 г.

Второй фактор, развитие промышленных технологий, был усилен путём приобретения технической помощи по контрактам с американцами в 30-е годы. Военные технологии были получены во время сотрудничества с армией Германии в 20-е годы на базах ВВС и в школе обучения танкистов, которые находились на территории СССР. Военные навыки были укреплены благодаря опыту первых двух лет войны. В июле 1943 под Курском русские захватили инициативу и уже не упускали её до конца войны.

Красная Армия — единственная, которая могла победить вермахт

Армейские традиции сформировались путём смешения традиций царской армии и революционной армии, защищавшей новое правительство. В течение войны, всё более и более дореволюционных традиций внедрялось в Красной Армии. Военная доктрина была разработана в 1930-е годы и в течение первых двух лет войны. Советские военачальники учились на военном опыте Запада, а также на собственном боевом опыте в конфликтах с Японией и Финляндией.

Четвёртый фактор, географическое положение, не менялось, но советская стратегия и тактика разрабатывалась с целью наиболее полно использовать преимущества окружающей среды и компенсировать её недостатки. Навыки и опыт личного состава, т. е. пятый фактор, улучшились в ходе реформы Красной Армии в 30-е годы, хотя так и не достигли равенства с немцами к 1943.

Что касается последнего фактора, относительной военной мощи, русские начали гонку вооружений с немцами в начале 1930-х годов. В течение восьми лет делая огромные инвестиции в тяжёлую промышленность, в 1937 Россия начала делать оружие. Но немцы, сделав сильный рывок, сохранили своё качественное и количественное преимущество до 1941 г. Русские преодолели свои недостатки к началу 1943 г. Тогда уже по пяти из шести пунктам Советский Союз имел преимущество, что привело к окончательной победе. Шестой фактор, географический, всегда был благоприятным для русских, но в полной мере особенности климата и рельефа были использованы в наступательных операциях последних двух лет войны.

Два основных элемента, которые привели Россию к победе: производство и рабочая сила. Сила советской экономики, в значительной степени созданная благодаря американской технической помощи в 30-е годы, позволила русским перегнать Германию в производстве оружия. Эффективная военизированная организация производства обеспечила поставку продукции в нужное время и в нужном месте. Методы производства были позаимствованы у американцев, но методы организации рабочей силы были местные.

Красная Армия — единственная, которая могла победить вермахт

Западные авторы оставили немного трудов о войне на Восточном фронте, так как их доступ к советским архивам был ограничен. Мало кто сомневается, что Германия проиграла войну именно на Восточном фронте. К концу 1943 немцы уже мало надеялись на победу, хотя до вторжения союзников на Западе было ещё 6 месяцев. Как же отсталая страна, Советский Союз, победила Германию, одного из индустриальных лидеров мира, имевшую к тому же едва ли не самую хорошо обученную и оснащённую армию во Второй мировой войне? Самое популярное мнение на Западе: массы русских солдат атаковали немецкую оборону, пока она не сломалась. С другой стороны, подчёркиваются преимущества социалистической системы и героизм отдельных убеждённых коммунистов.

Популярное на Западе представление о Красной Армии во Второй мировой войне — это огромная армия неграмотных, плохо обученных, плохо одетых, плохо вооружённых солдат-недочеловеков, которые воевали только потому, что за их спинами стояли пулемётчики из НКВД. Победа Красной Армии, на взгляд Запада, стала возможной только заплатив десятью жизнями за одну немецкую. Такой образ укоренился в популярной западной литературе.

Советский образ Красной Армии тоже достаточно искажён. В коммунистической литературе Красная Армия состояла из сверхпатриотичных, молодых идеалистов, которые едва удерживались, чтобы не пожертвовать своей жизнью путём ненужных актов личного геройства. По словам советских авторов, трудной задачей было не призвать войска пожертвовать своими жизнями, но удержать их делать это без пользы. Задачей офицеров было научить их, как стать хорошими солдатами и отдавать свои жизни осмысленно. Советская точка зрения была в том, что солдаты были проникнуты патриотическим пылом, обкусловленным верой в социалистическую систему и коммунистическую партию.

Ближе к истине то, что Советский Союз превзошёл Германию в производстве вооружений и, с готовностью перенося потери, победил её. Как победа в производительности стала возможной для страны, в которой производство стали было в два с лишним раза ниже, чем в Германии с её союзниками? Частью ответа были поставки по ленд-лизу, благодаря которым Россия была обеспечена грузовиками, локомотивами, рельсами и другими товарами, которые покрыли многие недостатки мощностей в советской промышленности.

Красная Армия — единственная, которая могла победить вермахт

Остаётся вопрос: как могла страна, которая в первую мировую войну не смогла обеспечить армию даже винтовками, всего через 25 лет превзошла большинство стран Европы по производству? В предшествовавший период Россию опустошили несколько кризисов: поражение в первой мировой войне, оккупация иностранными войсками с 1917 по 1919 гг., Гражданская война вплоть до 1921 г. и, наконец, коммунистический режим, который уничтожил класс профессионалов, в том числе армейское офицерство, инженеров, правительственных управленцев, специалистов транспорта и едва ли не каждого второго человека с навыками, необходимыми для нормальной работы экономики. И это случилось не один, а два раза: сразу после революции и в ходе репрессий в конце 30-х годов. Советский Союз был в хаосе до конца 20-х годов с миллионами умиравших от голода и с промышленностью в тупике.

В 20-е годы коммунистическое руководство проглотило свою гордость и пригласило в страну иностранных концессионеров, поощряя компании приходить в Россию и управлять угольными шахтами, золотыми рудниками, заводами, телеграфными сетями и другими предприятиями. Хотя эта система стимулировала экономическую активность, основная концепция предоставить иностранным капиталистам право эксплуатации была неприемлема, к тому же, прибыль уходила за пределы Советского Союза. Ликвидация концессий началась в конце 20-х годов, и в начале 30-х большинство концессий исчезло.

На смену концессиям пришли контракты по технической помощи. В соответствии с первым пятилетним планом, задачей которого была модернизация советской экономики, русские стали подписывать соглашения о технической помощи с западными компаниями, в первую очередь, с американскими, некоторыми немецкими и несколькими британскими, французскими, шведскими и другими. Соглашения, как правило, предусматривали проектирование, строительство и оснащение заводов, обучение русского персонала. Эти заводы копировались русскими с ограниченной иностранной помощью. По этим контрактам расширялись и модернизировались целые заводы по производству автомобилей, тракторов, в сталелитейной промышленности. Другие отрасли промышленности также извлекли пользу из зарубежного опыта. Всё же, к 1936 г. большинство контрактов по технической помощи закончились, иностранцы уехали, а Советский Союз продолжал импорт механизмов для своих заводов.

Иностранная помощь позволила Советскому Союзу в течение восьми лет в середине 20 века сделать технологический рывок. Копирование западных технологий забросило русских мастеров сразу в 20-ый век, исключив необходимость в проведении исследований и разработок и стандартизируя всё: от доменных печей до токарных станков. Серийное производство снижает время производства и себестоимость. К концу 30-х годов Советский Союз имел самые современные и самые большие заводы, которые, в основном, были скопированы с лучших американских образцов. После того, как иностранные специалисты покинули страну, на построенных заводах остались работать только молодые неопытные советские инженеры, которые делали копии не только машин, но и целых предприятий. Эти заводы, хотя и управляемые неэффективно в конце 30-х годов, образовали базу советской военной промышленности во время Второй мировой войны, производя танки и другое вооружение для победы над Германией.

Красная Армия — единственная, которая могла победить вермахт

Кроме производства, был и другой фактор, который не являлся исключительным преимуществом Советского Союза, это рабочая сила. Немцев было 80 миллионов против 200 миллионов советских граждан. Но немцы располагали рабочей силой союзных европейских государств и населением оккупированных областей Советского Союза. Россия потеряла больше 60 миллионов за первые шесть месяцев войны, таким образом соотношение рабочей силы выровнялось: 140 миллионов русских против 80 миллионов немцев плюс 60 миллионов русских, многие из которых помогали немцам в их военных операциях. Хотя союзники России внесли существенный вклад в победу над Германией, ведя воздушную войну и снабжая СССР по ленд-лизу, до июня 1944 союзники не связывали сколько-нибудь значительного числа немецких войск. Союзники же Германии: Финляндия, Румыния, Венгрия и Италия, послали довольно большое число дивизий на Восточный фронт.

Уравнение в численности рабочей силы произошло благодаря чрезвычайно расточительному и неэффективному управлению немцами как человеческими, так и промышленными ресурсами. В то время, как русские выжимали последнюю каплю из своего потенциала, немцы до конца 1943 только говорили о тотальной войне. С самого начала Россия потребовала невероятных жертв от своего народа. Четырнадцатилетние мальчики, женщины и инвалиды работали на заводах по десять часов в сутки шесть или семь дней в неделю, заменяя ушедших на фронт мужчин. Каждая унция человеческой и индустриальной мощи была призвана для победы в войне, забирая из гражданской экономики всё, даже самое необходимое. В Германии же напротив, до самого конца войны был самый высокий процент персональных служанок по сравнению с любой другой воевавшей страной. Немецкие женщины не были заняты в промышленности в сколько-нибудь заметной степени, а заводы работали в одну смену. Некоторые подростки служили неполный день в подразделениях ПВО, но школы не закрывались. С другой стороны, немцы продолжали производить предметы роскоши, такие как мебель и другие гражданские товары, также получали много бесполезных для войны вещей из оккупированных стран.

Даже жизнь порабощённых Германией народов, вероятно, была более приемлемой, чем у русских, перевезённых в один из новых промышленных центров в Уральских горах. Численность Красной Армии редко превышала 6,5 миллионов военнослужащих, непосредственно вовлечённых в военные действия на Восточном фронте. Общая численность вооружённых сил была около 10 миллионов. Гермния с союзниками против русских в разные периоды имела не более 3 миллионов, только иногда превышая это число. Русские имели общее двукратное превосходство, а на отдельных участках и того более. Цена победы над Германией, как более сильным и умелым противником, была высокой. Десять миллионов русских солдат погибли против трёх миллионов погибших немцев и их союзников на Восточном фронте (дискуссия о потерях сторон в этой войне всё ещё продолжается, в основном, из-за отсутствия полного списка потерь Красной Армии, к тому же, автор использовал сильно устаревший источник — прим. перев.). Потери русских в атаках на высокопрофессионального противника составили 3 к 1 [2].

После разгрома немцами регулярных дивизий в 1941, тысячи молодых коммунистов из городов были мобилизованы, чтобы поднять патриотический дух и путём героических усилий выиграть время, сражаясь до последнего бойца. [3] С другой стороны, многие советские солдаты, ненавидевшие сталинский режим, добровольно сдавались в плен, считая немцев освободителями. [4] Советские солдаты не питали горячей любви к коммунистической партии и социалистической системе. Тот факт, что немцам удалось привлечь сотни тысяч советских граждан на службу во вспомогательные части стрелковых дивизий, а также для борьбы с партизанами, на работы в Германию и даже в качестве солдат в Восточных батальонах во Франции, показывает, что было недовольство советской системой, особенно в странах Балтии, на Кавказе и на Украине.

Красноармейцы сражались, как и большинство солдат, не блестяще, но с определённым упорством. Советский солдат воевал, по всей вероятности, с чувством национальной гордости и из ненависти к немцам. [5]. Уже через несколько месяцев войны стали широко известны факты негуманного обращения немцев с пленными. [6] В первые месяцы войны немцы легко захватили миллионы пленных. Но после того, как стало известно о жестокости и зверствах немцев, сдача в плен резко уменьшилась. Жестокость политики немцев стала очевидна после освобождения захваченныхх ими городов зимой 1941-42 годов, что вызвало в войсках желание отомстить.

Красная Армия — единственная, которая могла победить вермахт

Все производственные мощности и рабочая сила были задействованы для снабжения Красной Армии. В первые месяцы войны командование Красной А