Хазария. История одной антисистемы.

Хазария. История одной антисистемы.
Елена Рубцова
Сегодня небывалый интерес к истории. Чем он вызван? На чем основан? Многие любопытные люди, а такие есть всегда, запутавшись в сегодняшних проблемах и не найдя выходя из тяжелой ситуации, обращаются к истории за поучительными примерами.
Поскольку каждый этнос связан с окружающей его природой (ареалом обитания), то и тут история начинается с изменения климата.
До третьего века дельта Волги не была похожа на нынешнюю. Тогда по сухой степи высоких бэровских бугров струились чистые воды Волги. Река была мелководной, протекала не по современному руслу, а восточнее. Хазары тогда ютились в низовьях Терека. Во II-III веках циклоны Атлантики сместили свой путь на север. Дожди перестали орошать степь, где на время воцарилась пустыня, а стали изливаться в Волго-Окском междуречье и на широте Камы.
Особенно сильно было увлажнение зимой: сугробы снега и огромные весенние половодья. Волга понесла свои мутные воды, но русло в ее низовьях оказалось для таких потоков узким. Вот тогда и образовалась дельта, простиравшаяся широко на юг. Опресненное мелководье стало кормить огромные косяки рыб, берега протоков поросли густым лесом, а долины между буграми превратились в зеленые луга. Страна изменила лицо, и изменился этнос (народ), ее населявший.
Степняки-сарматы покинули берега протоков: комары не давали покоя скоту, а влажные травы были непривычны и вредны. Зато хазары распространились по этим берегам, они принесли с собой из равнинного Дагестана (между Тереком и Сулаком) виноградную лозу, также занимались рыболовством, охотой. Во втором веке их соседями стали бежавшие на Кавказ из Персии евреи.
Хазары
Бежать им пришлось из-за восстания визиря Маздака, который был находчивым политиком: во время очередного голода в Персии он выдвинул свою программу борьбы с кризисом. Суть ее состояла в том, что в мире существует добро и зло. Добро – это разум, а зло – неразумие. (Хотя именно разуму свойственно часто заблуждаться). Маздак решил, что неразумно, когда у одних гаремы и полно еды, а другие пухнут от голода. Надо отнять у богатых и поделить все между бедными. Учение это называлось маздакизмом. И начал Маздак осуществлять свою программу, но бедных было много, и всем добра богатых не хватило. Досталось только сторонникам Маздака — маздакитам. Казалось, и причем тут евреи? Евреи были активными участниками этих событий. После победы шаха Хосрова, уцелевшие евреи маздакиты, бежали в Азербайджан, также они поселились на широкой равнине между Тереком и Сулаком, где и встретились с хазарами. Так, в ничего не подозревающий и веротерпимый до полной неразборчивости хазарский этнос проникла антисистема. По Л. Гумилеву Антисистема – «системная целостность людей с негативным мироощущением. Для антисистемы характерна известная скрытность действий и такой прием борьбы, как ложь. Все антисистемные идеологии и учения отрицают реальный мир во имя иных абстрактных целей. Подобные учения призывают в корне изменить мир, на деле разрушая его, либо требуют от человека вырваться из оков реальности, разрушая самого себя». Помните, слова из интернационала: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем – тот станет всем». Это и есть гимн антисистемы. Идеология антисистемы всегда противопоставляет себя этнической традиции, а также старается уничтожить традиции этноса, куда данная антисистема внедряется. Антиситемы могут существовать долго, столетиями расшатывая и уничтожая этнос.
После смены климата богатейшая земля в дельте Волги досталась хазарам и евреям без кровопролитий и войн — по милости природы. Правда, в суровые годы виноград погибал, и лозу снова привозили из Дагестана. Связь между Терской и Волжской Хазарией не прерывалась.
Воинственные соседи — гунны и аланы были неопасны: любая конница, пытавшаяся проникнуть в Хазарию, очень быстро теряла ориентир в зарослях и протоках, а зимой лед редко мог выдержать всадника и даже на мелководье мокрый всадник на ветру был плохим воином. Если захватчики разводили костры, чтобы обсушиться, то получали неожиданный удар и вынуждены были покинуть плавни. Хазары никогда не жили в степи, а значит, кочевниками не были.
Этносы, жившие в низовьях Волги, находились в системе гомеостаза — равновесия с природой (брали от природы столько, сколько им было нужно для жизни), а при такой системе этносы редко активно общаются. Воевать им было не из-за чего. Брать в жены девушку из другого этноса невыгодно: она привыкла к другому быту, и будет плохой хозяйкой в доме мужа.
Хазары — потомки древнего европеоидного населения Западной Евразии. Очень важная роль в хазарском этносе выпала на долю новорожденного этноса древних тюрок – тюркютов.
В 439 году небольшой отряд князя Ашина бежал из Северо-Западного Китая. Состав отряда был пестрым, но большинством были сяньбинцы, древние монголы. Поселившись на склонах Алтая и Хангая, смешавшись с аборигенами, тюркюты освоили плавку железа и выделывание оружия.
В 552 году их первый хан –Тумын одержал победу над степняками жужанями, господствовавшими в Степи в 4-5 вв. Так был создан Великий Тюркютский каганат. Младший брат Тумына, хан Истеми, дошел до Дона и Черного моря. Некоторые племена бежали от него (венгры в Паннонию), а хазары сочли за честь помогать победителю. Ведь в то время, побежденных не убивали, а обкладывали данью или брали во вспомогательное войско. Так и появились хазаро-тюркюты.
В VI – VII веках хазаро-тюркютам вместе пришлось отбиваться от арабов, которые завоевали земли от Индии до Аквитании. На Кавказе война шла с переменным успехом (667-774г г.) Хазары вторгались в Закавказье, арабы доходили до Дербента. Целых сто лет тюркютские ханы использовали территорию Хазарии, как базу для своих военных операций. В Хазарии тюркюты отдыхали после перехода по сухим степям из Крыма или Закавказья, где прогуливали награбленное.
Всем известно, как женщины относятся к победителям. И появившиеся в результате дети искренне считали себя хазарами. Отцов своих они не знали, воспитывались в среде хазар, в ландшафте Волжской дельты. В наследство от тюркютов они получили не только антропологические признаки, но и пассионарность. Так продолжалось сто лет: Хазарией управляли тюркские ханы, но они не меняли образа жизни: жили в степи кочевым бытом и только зимой возвращались в глинобитные дома Итиля. Хан содержал себя и свое войско сам, не обременяя хазар налогами.Тюркюты возглавили борьбу с арабами, научили хазар отбивать натиск регулярных войск, так как владели навыками степной маневренной войны.
Во второй половине VIII века в Хазарию стали приезжать евреи-раввинисты из Византии. Вероятно греческо –армянское лобби выиграло битву за право торговать. Но также были известны случаи, когда на периферии Византийской империи часто оказывались открытыми ворота того или иного города для грабежа чужаками, и евреи имели большие барыши от торговли рабами из покоренного и разграбленного города. Видимо, не желая кровопролития, византийцы предложили евреям покинуть страну. Так как евреи-раввинисты были горожанами, то и селились они исключительно в городах: Итиле, Семендере, Беленджере и др.
Занялись вновь прибывшие торговлей, к чему сами хазары способностей не проявляли. Практически невозможно оценить то или иное событие, происходящее часто на другом конце света, но именно этот, казалось бы незначительный эпизод, способен в дальнейшем поменять ход истории. На дальнейшую судьбу Хазарии очень повлияли события, произошедшие в Крыму.
В VIII веке хазары делили Крым с греками (Византия). Хазарам принадлежал степной Крым, восточная часть южнобережья, от Керчи до Сурожа (Судака) и иногда Готия со стоящим на яйле княжеством Феодоро (Мангуп). Иногда Мангуп хотел подчиняться Византии. Опорой власти в Крыму был Корсунь (Херсонес), богатый, со строптивыми обитателями город, державшийся независимо от константинопольского правительства, но никогда не отлагавшийся от империи. Из Крыма шло распространение православия на Хазарию.
Но однажды какое-то племя русов из Доно-Донецкого ареала пришло в Крым и разграбило Неаполь (Симферополь), прежде чем достичь Сурожа(Судак), русы разграбили все побережье Крыма от Корсуня (Херсонес) до Керчи. Это значит, что русы получили доступ к Черному морю, и их набеги опустошали побережье Малой Азии 200 лет. От грабежей руссов пострадали больше всего христианские церкви, а следовательно было ослаблено православное влияние в Хазарии. Православные проповедники перестали появляться на территории Хазарии. Образовался политический вакуум, который был немедленно заполнен иудаизмом.
Слились русы и славяне только при Владимире Святом, в X веке. До этого времени русы были самостоятельным народом, хорошо известным в Германии. Немецкие хронисты называли их руги, а Ольгу — Regina rugorum. Процесс слияния начался в IX веке, но был долог и тернист. Воевали русы со славянами часто. Племя русов было воинственным, пассионарным: настоящие разбойники.
В середине VIII века самым большим сдвигом было воцарение Аббасидов в Багдаде, а это означало начавшийся развал халифата. Багдадские события открыли дорогу с Запада на Восток тем предприимчивым купцам, которые эти дороги изучили. Дорога по-персидски – rah, корень глагола знать – don. Знающие дорогу – рахдониты. Так называли еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой.
Торговля была баснословно прибыльна, потому что торговали не товарами широкого потребления, а только предметами роскоши. Например, шелк меняли на золото (из Китая в Европу), серебро — на меха (из Ирана на Каму). По доходности эта торговля соответствует сегодняшним валютным операциям или перепродаже наркотиков.
Только сверхприбыль покрывала расходы на перевозку и содержание в порядке трассы, на которой сооружались купола над источниками и прудами, ставились вешки, указывающие направление дороги, строились караван-сараи для особо жарких дней и ночевок. Если в Аббасидском халифате восстания были привычным делом, то хазары четко следили за порядком на дорогах. Значение Хазарии как перевалочного пункта и места отдыха росло. Отдыхать на Волге было не только удобно, но и приятно.
Надо сказать, что стойкость этнической целостности определялось принадлежностью всего населения Хазарии (ТЮРКЮТО-ХАЗАРЫ) к западно – евразийскому суперэтносу. Никогда нельзя забывать, что добрые отношения и этнические контакты это не одно и то же. Если первые определяются политическими ситуациями и конъюктурой, то вторые не зависят от сознания людей, а тем более от силовых решений ханов или беков. Законы природы имеют свою логику и в IX веке эта логика вступила в силу.
Правящие на тот момент тюркские ханы из династии Ашинов считали, что их держава в лице евреев приобретает работящих и интеллигентных подданных, которых можно использовать для дипломатических и экономических поручений. Богатые евреи подносили хазарским ханам дорогие подарки. Для евреев рахдонитов было досадно, что попытка их ставленника Булана (караима по матери) совершить военный переворот не удалась. Военная власть осталась в руках тюрко-хазарской знати, с которой не всегда было легко сладить.
И тогда в ход пошла любовь. Чтобы добиться желаемого, понадобилось почти 80 лет. Иудеи старались выдать замуж своих прекрасных дочерей за ханов и их родственников. Поскольку в Хазарии было разрешено многоженство, то иудейки пополняли гаремы. Сыновья их оставались тюркскими царевичами, становясь членами иудейской общины. В конце VIII века появилось множество детей от смешанных браков.
У христиан и мусульман принадлежность к роду определяется по отцу, а в иудейской религии по матери. Караимы –дети от смешанных браков, когда отцом был еврей, а матерью хазарка. Такие дети не имели права изучать Талмуд и евреями не считались, а поэтому лишались всех прав и привилегий в Хазарии.
И однажды некий влиятельный иудей Оббадия превратил хана из династии Ашина (по отцу караима) в марионетку и сделал раввинистский иудаизм государственной религией Хазарии. Понятно, что переворот не осуществить, если у тебя нет связей и денег. И, конечно, Оббадия не пожалел хазарского золота, чтобы пригласить единоверцев из Византии. Иудеи заняли все руководящие должности. То, что Оббадия выступал, как представитель хазарского народа, совсем не говорит о том, что его волновала судьба этого народа и государства. Фактически был совершен государственный переворот, в результате чего началась гражданская война.
После этой войны Хазария изменила свой облик. Все потенциальные лидеры, способные возглавить правительство и выступить против Оббадии, были уничтожены или сбежали. Из системной целостности Хазария превратилась в противоестественное сочетание аморфной массы подданных с господствующим классом, чуждым по крови и религии. Называть сложившуюся ситуацию феодализмом нет оснований. Да и может ли этно-социальная химера принадлежать к какой-либо формации?
Главной задачей власти стало подавление внутренних врагов, а не заботы о развитии страны и ее народа. Власть боялась народа и стала нанимать войска для своей охраны. Чтобы исправно платить воинам, понадобились новые подданные. Во второй половине IX века западной границей Хазарии стал Днепр. Славянские племена: северяне, вятичи, радимичи — стали данниками Хазарии.
Платя воинам большое жалованье, хазарское правительство предъявляло оригинальное требование: войскам запрещалось терпеть поражение. Исключение делалось только для предводителя и его заместителя т.к. они были иудеями. Остальных за невыполнение задания казнили. Воины не свои, им платят, и за деньги они предоставляют хозяевам свою жизнь; следовательно, хозяин может распорядиться запроданной жизнью, как вещью. А поскольку предложение превышало спрос, то практичнее было использовать «покупку» до предела, с максимальной выгодой для себя. С точки зрения евразийских кочевников, славян, византийцев, арабов и даже германцев такое отношение было недопустимо даже к боевым лошадям и охотничьим собакам.
Ликвидировав церковную организацию хазарских христиан, власть запретила ее восстанавливать. В 854 году хазары-мусульмане были вынуждены эмигрировать в Закавказье.
Средства на оплату воинов правительство Хазарии получало не с рахдонитов (при увеличении пошлины они могли изменить маршрут караванов), ехавших из Китая в Испанию и из Ирана в Великую Пермь, а со своих подданных.
Итиль поражал путешественников своими размерами, многолюдностью. Расположенный на обоих берегах самого большого протока дельты Волги – Ахтубы, Итиль раскинулся на 10 километров левого берега и на прекрасном зеленом острове в пойме, где помещался дворец царя. Синагоги, мечети, церкви, огромные базары, полные дешевой баранины, разнообразной рыбы, арбузы, детей обоих полов, продаваемых в рабство, корабли, спускающиеся по Волге, и караваны, подходящие к городу с востока и запада — всё это производило сильное впечатление на очевидцев.
Наивные путешественники полагали, что если такой большой богатый город Итиль, то и народу живется хорошо. Они не знали, что и мечети, и церкви были только для приезжих, а народ хазарский совершал свои религиозные обряды в тех же халупах, где и жил. На самом деле Хазария ничего не производила, кроме рыбьего клея, который продавали за бесценок. Основным предметом вывоза из Хазарии в VIII-X в.в. были рабы. В городах Хазарии в начале IX века иудейская община насчитывала 4 тысячи человек мужского пола, с ними жили их жены и дети, и им нужны слуги и военная охрана.
В своей собственной стране хазары превратились в покоренных, бесправных поданных правительства чуждого им этноса, чужого по религии и задачам. Если Хазарию в VIII веке можно назвать этнической химерой, то в IX – X в.в. она превратилась в химеру социально-экономическую.
Снаряжавшие караваны еврейские купцы, основали в Китае свои колонии—сеттельменты: один сеттельмент был на северо-западе Китая, в городе Чанъань, другой –на юго-востоке, в Кантоне. Вся тяжесть экономической политики императорского Китая ложилась не крестьян: шелк правительственные чиновники собирали с них. В результате нашелся Хуан Чао, который возглавил крестьянское восстание, оно было направлено против засилья иностранцев и торговли с ними. Восставшие взяли Кантон, где все пришлое население было вырезано. Правительство подавило восстание при помощи тибетцев и тюрок-шато. Китай истекал кровью: множество крестьян погибло, хозяйство Китая было подорвано. Вывозить стало нечего, некому стало ухаживать за тутовыми деревьями. Китай выбыл