Деревянные ложки Руси

Деревянные ложки Руси

«Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Это наглядно продемонстрировала выставка, которая прошла весной 1999 года в Москве, в «Народной галерее» Государственного российского дома народного творчества. Ее организаторы – администрация Семеновского района Нижегородской области и Нижегородский областной центр народного творчества – представили разнообразные экспонаты: старинные и современные расписные ложки семеновских мастеров, ярко украшенные золотом и киноварью наборы хохломской посуды, исконно народную семеновскую матрешку, традиционные и новые, необычные изделия из лыка. Глядя на все это великолепие, подумалось, что и сегодня актуальны слова П. И. Мельникова-Печерского, автора романов «В лесах» и «На горах»: «Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки, чашки, блюда заволжанин точит да красит… все, что из лесу можно добыть, рук его не минует». А еще – захотелось как можно больше узнать о семеновских ложках и о «пламенной» хохломе.

В старину ложки и посуда, которыми пользовались крестьяне на Руси, были исключительно деревянными, как и во всех странах Европы, где в пищу употребляли жидкие яства – супы, каши. Первое упоминание о русских ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных. Князь тут же велел ковать серебряные, сообщается далее в предании. Однако деревянная ложка еще долго бытовала на Руси, несмотря на то, что бурное развитие металлургии приводило к вытеснению деревянных предметов из обихода.

Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская. С древнейших времен жителям сел и деревень, раскинувшихся по берегам Керженца и Узолы, на малоплодородных дерново-подзолистых почвах редко удавалось вырастить богатый урожай, и поэтому подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода населения. Развитию промыслов способствовали наличие запасов древесины, близость крупнейших торговых центров – Макарьевской и Нижегородской ярмарок, а также деловитость, предприимчивость и художественный вкус старообрядческих умельцев, которые в ХVII – начале ХVIII века стали основывать в керженских лесах свои поселения.

Из исторических свидетельств известно, что к началу ХVIII века селишко Семеновское, называемое починком, укрупняется, здесь возникает базар, который вскоре становится признанным торговым центром Нижегородского края. В 1779 году село Семеново было преобразовано в уездный город Семенов, призванный бороться со старообрядцами. Однако все прилегающие деревни и села еще долго будут хранить веру дедов.

Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да ловкие, – пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, – что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали». Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей – в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы. Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число – 170 миллионов штук! Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью «белья» (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачилы, те, кто покрывал расписную посуду лаком.