✅ ДЕНЬ БОГА ХОРСА. 33 Веилѣтъ въ Лѣтъ 7530 ѿ C.M.З.Х., День Бога Хорса. Хорсъ...

✅ ДЕНЬ БОГА ХОРСА. 33 Веилѣтъ въ Лѣтъ 7530 ѿ C.M.З.Х., День Бога Хорса. Хорсъ...

✅ ДЕНЬ БОГА ХОРСА

33 Веилѣтъ въ Лѣтъ 7530 ѿ C.M.З.Х., День Бога Хорса. Хорсъ (Харс, Хур (осет.), Kirt (нем.), Horse (италiиск.), Херс, (серб.), Хорус (чеш.), Х(Г)ор (егип.)) — Солнечныи Богъ считаетсѧ, что онъ завѣдываетъ круговымъ движенiемъ свѣтила (ѿсюда хороводъ), онъ также покровитель скота (особенно конеи).
Богъ Хорс – Богъ-Покровитель хорошеи пагоды и дарующiи хлеборобамъ богатыи Урожаи. Покровительствовал также торговле и обмену. Богъ-Охранитель Земли Хорса (планеты Меркурiи).
Праздникъ начинаетсѧ съ правьславленiѧ Бога Хорса и принесенiѧ жертвъ безкровныхъ (круглые кулички) на жертвенникъ. После чѧго устраиваютсѧ хороводы, хороводные плѧски – медленные движенiѧ съ подражаньемъ словамъ хороводнои, протѧжнои песни. Въ лѣтънiи праздникъ Бога Хорса съ горы къ реке обѧзательно скатывают большое горѧщее колесо, символизирующее солѧрныи знакъ солнца.
Соколоподобныи Хорсъ, ѧвлѧетъ сѧ такъ же хозѧиномъ чертеи и волковъ. Хорсъ - божество свѣта, братъ Колѧде, Овсеню и Ѧру. Въ «Слове о полку Игореве» тамъ где говоритсѧ о кънѧзе Всеславе написано, что кънѧзь ночью рыскалъ волкомъ, пробегаѧ изъ Кiева до Тмутаракани прежде Хорса. Хорсъ - это небесное око: всезнающее, всевѣдаюшее, всеблагое. Считаетъ сѧ, что имѧ Хорсъ - арiискаго происхожденiѧ и восходитъ къ слову «хоро», «коро» - кругъ. Хорсъ - круглыи источникъ белаго свѣта. Ѿ корнѧ «хоро» произошли слова: хороводъ, хоромы (храмъ) - первоначально это была круговаѧ построика длѧ исполненiѧ обрѧдовъ, а также: коловоротъ, коловращенiе, около, колобокъ и др. Хорса изображали либо сверкающимъ белымъ конемъ, бегущимъ по небу, либо солнечнымъ псомъ. Однако часто Хорсъ представалъ и въ образе мɣдраго старца, окруженнаго белыми псами или волками.
Некоторые ученые полагаютъ, что названiе древнѧго города Корсунѧ, или Херсонеса Таврическаго (нынешнiи Севастополь), восходитъ къ культу Хорса. Это же касаетъ сѧ названiѧ Хорезма («солнечнаго города» по-персидски) на берегахъ Амударьи въ Среднеи Азiи, солнечнаго острова Хортицы на Днепре и т.д. Богу Хорсу посвѧщенъ очень большои праздникъ – это день лѣтнѧго солнцестоѧнiѧ въ июне месѧце, въ этотъ день съ горы къ реке обѧзательно скатывали зажженное колесо, знакъ солнца.
Легенды посвѧщенные Хорсу
Однажды отец свѣтъ-небо Сварогъ собралъ всехъ Боговъ и провозгласилъ: - Приносѧтъ мне жалобы Свѧтоборъ, Богъ лесовъ, и ѧго жена Зевана, Богинѧ охоты. Оказываетъ сѧ, съ недавнихъ лѣтъ, когда вольнымъ вожакомъ сталъ рыжiи волчище Чубарсъ, ѧго подчиненные вышли изъ повиновенiѧ Богамъ. Волки губѧтъ звереи безмерно и понапрасну, режутъ скотъ безоглѧдно, всемъ скопомъ стали кидать сѧ на людїе. Темъ самымъ нарушаетъ сѧ извѣчныи кънъ равновѣсiѧ дикихъ сiлъ. Не сумевъ справить сѧ со смутьѧнами, Свѧтоборъ и Зевана взываютъ ко мне, Сварогу. О Боги и Богини, напомните, кто изъ васъ можетъ преобрашать сѧ въ волка? Тутъ впередъ выступилъ Хорсъ - Богъ луннаго свѣта. - О отец нашъ Сварогъ, - молвилъ Хорсъ, -азъ могу обращатьсѧ въ Белаго Волка. - Разъ такъ, предуказую тебе еще до наступленiѧ полуночи навѣсти божественныи порѧдокъ среди волковъ. Прощаи же! ...Рыжѧго волчищу Чубарса въ окруженiи множества свирепыхъ собратьевъ Хорсъ засталъ во веремѧ пиршества на полѧне, залитои луннымъ свѣтомъ. Волки пожирали убiенныхъ животныхъ. Представъ передъ Чубарсомъ, Белыи Волкъ сказалъ: - Ѿ имѧни Бога Боговъ Сварога спрашиваю тебѧ, вожакъ: зачемъ губишь зверье понапрасну и безмѣрно? На какую потребу режешь скотъ безоглѧдно? Длѧ какихъ надобностеи нападаешь даже на людїе? - А, затемъ, что мы, волки и волчицы, должны стать царѧми природы и установить повсеместно свои нравы, - прорычалъ Чубарсъ, разъедаѧ жирныи кусище оленины. - А всехъ, кто посмеетъ встать на нашем пути, мы будемъ грызть. Вѣчно грызть, грызть, грызть! И тогда Белыи Волкъ вновь преобразилъ сѧ въ Бога луннаго свѣта. Онъ сказалъ: - Да будетъ такъ. Желанiе твоё исполнитсѧ. Ѿныне ты будешь вѣчно грызть - но не живую плоть, а безжизненную Луну. По мановению руки Хорса ѿ Луны протѧнулась къ земле узкаѧ белаѧ дорожка. Хорсъ лѧгонечко ударилъ своимъ волшебнымъ жезломъ съ восемью звѣздами рыжѧго волчищу Чубарса. Тотъ съежилъ сѧ, будто шелудивыи песъ, заскулил жалобно и ступилъ на лунную дорожку. Она стала укорачивать сѧ, уносѧ смутьѧна въ небесные выси. Хорсъ тутъ же назначилъ волкамъ новаго вожака - сераго Путѧту, и вскоре извѣчныи порѧдокъ въ лесахъ восторжествовалъ. Но съ тои поры свѣтлыми ночами волки иногда воютъ на луну. Они видѧтъ на неи изгнаннаго съ земли рыжего волчищу Чубарса, вѣчно грызущѧго лунные камни и вѣчно воющѧго ѿ тоски. И сами ѿвѣчаютъ ему унылымъ воемъ, тоскуѧ по темъ веременамъ, егда держали в страхе вѣсь міръ.
Хорсъ считаетъ сѧ однимъ изъ родовыхъ Боговъ казаковъ, въ честь нѧго названъ (см. выше) ихъ базовыи островъ Хортица, ему молилъ сѧ основатель казачества Мамаи (см. "Задонщину") сопровождающихъ ѧго псовъ казаки называют "хортами", а самые умелые казаки -характерники могли обращатьсѧ въ хортовъ.
Объ этомъ говоритъ сѧ въ сказе опубликованномъ Ю.Миролюбовымъ (списаннымъ какъ и «Велесова Книга» съ буковыхъ дощечекъ). Тамъ прѧмо указываетъ сѧ на божественную родословную казаковъ: «Когда то, в седую старину породилъ небесныи батька Колѧда (сынъ Тарха-Даждьбога и Златагорки, внукъ Бога Перуна) съ матерью Даж-землею въ часъ ночнои грозы людъ казачiи, та и далъ имъ землю ѿ севера до юга, ѿ морѧ до морѧ, ѿ восхода до захода ѿ Дунаѧ до Дона. Та и заповѣдалъ не ходить съ тои земли никуда и ни кому ее не ѿдавать и далъ брата своѧго Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтобъ бе¬регли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинувъ всемъ уменiи и мастерства своихъ казацкихъ съ неба, чтобъ черезъ казачiи кругъ благословенiе ѧго получали и знали бы, въ чемъ сiла ихъ казацкаѧ. И были бы ѿ Батьки своѧго сторожами свѣта, а увидевъ черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы ее разумомъ межъ товарищеи своихъ, да до ворога лютые были бы. А ѿ матери земли грозовои любовь безудержную къ людїе земли своеи имели бы, — такую червонную, ажъ багрѧную, ѧкъ сполохъ небесныи».
Хорсъ считалсѧ заботливымъ помощникомъ и земледельцевъ. На Руси о нёмъ пели песню:
Идетъ полемъ мужикъ-пахарь,
Надъ нимъ идетъ Добрыи Знахарь,
А что мужикъ въ поле робитъ,
То и Знахарь в Небе дробитъ!
Это означало, что все происходѧщее на нашеи земле — въ мире Ѧви, повторѧетъ сѧ и въ небесномъ мiре — Прави. Пашетъ мужикъ поле, а надъ нимъ следомъ идетъ Хорсъ, пашетъ Синюю Сваргу. Так что Хорсъ былъ небеснымъ труженикомъ и за то получилъ признанiе людїе. «Хорошiи Богъ, труженикъ», — съ уваженiемъ говорили о немъ.
Главнаѧ часть празднествъ, посвѧщенныхъ Хорсу, - массовые танцы, после которыхъ ему приносѧтъ жертву - специально приготовленные кушаньѧ. Кстати ѿсюда и поѧвилось слово «хороводъ», а так же «хорошуль» - круглыи ритуальныи пирогъ. Поэтому непременныи атрибутъ почитанiѧ Хорса - хороводы.
Хороводъ - кругъ изъ взѧвшихъ сѧ за руки людїе идущихъ по кругу, хоромы - круговаѧ застроика, хоругвь - нечто объединѧющее воинскiи кругъ. Съ корнемъ "коло" свѧзаны такiе круглые предметы, какъ колоколъ, колобокъ (круглыи бокъ), колъ, коловоротъ. Последнее понѧтiе напрѧмую свѧзано съ измененiемъ солнечныхъ
цикловъ. Главнаѧ часть празднествъ, посвѧщенныхъ Хорсу, - массовые танцы,
после которыхъ ему приносѧтъ жертву - специально приготовленные кушаньѧ.

Согласно "Книге Колѧды":
Хорсъ былъ сыномъ Бога Солнца-Ра и братомъ Велеса Суревича. Ра родилсѧ изъ лица РОДа, онъ много тысѧч лѣтъ правилъ солнечнои колесницеи и вывозилъ Солнце на небесныи сводъ. Но потомъ онъ усталъ и обратилъ сѧ въ Сурью, солнечныи медовыи напитокъ и реку Ра. После таго какъ Ра обратилъ сѧ въ реку колесницеи Солнца сталъ править ѧго сынъ - Хорсъ. Передъ самымъ утромъ Хорсъ ѿдыхаетъ на солнечныхъ островахъ Радости (на острове Родосъ и другихъ). Согласно "Книге Велеса" (Родъ III, 1:3), когда къ этимъ островамъ прискакиваетъ на беломъ коне Утренникъ, онъ говоритъ: - Иди, Солнце, въ свои синiе луга. Ты должно поднѧть сѧ въ колесницу свою и смотреть съ востока! А вѣчеромъ, егда Солнце склонѧетъ сѧ къ горизонту, прискакиваетъ на черномъ коне Вѣчерникъ. Онъ говоритъ: - Солнце зашло за горы свои и покинуло золотую колесницу! И тогда ворожеи разнуздываютъ конеи Солнца, а Солнце ложитъ сѧ спать, и возъ ѧго воламивлечетъ сѧ по синеи степи, по Млечному Пути къ рассвѣту, къ островамъ Радости.
А ѿсюда вновь утромъ Солнце поднимаетъ сѧ на золотои колеснице.
Как-то Хорсъ, проезжаѧ по небесному своду, посмотрелъ внизъ на землю. И увиделъ онъ, что у острова Буѧна купаютъ сѧ Зарѧ-Зареница съ сестрами - Полуденницеи, Вѣчеркою и Ночью-Купальницеи. Хорсъ влюбилъ сѧ въ звѣзду Зарю-Зареницу и решилъ женить сѧ на неи. На свадьбу Хорса и Зари-Зареницы собрались все ѧсуни-небожители. На лѣтучемъ корабле прилѣтели дочери Лады - Богини жизни, смѣрти и любви: зеленоглазаѧ, золотовласаѧ Жива, чернѧваѧ Марена и белокураѧ, голубоглазаѧ Лелѧ. Они подарили Заре - золотои платокъ: "развернешь ѧго раннимъ утромъ, озаришь имъ все поднебесье". А Хорсу подарили чашу съ живои водои: "кто пьетъ воду изъ этои чаши - тотъ вовѣкъи не умираетъ".