✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 4. ТАЙНА РУССКОЙ ДУШИ. Разумеется, нельзя категорически...

✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 4. ТАЙНА РУССКОЙ ДУШИ. Разумеется, нельзя категорически...

✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 4. ТАЙНА РУССКОЙ ДУШИ

Разумеется, нельзя категорически утверждать, что название вологодской Числихи является отзвуком почитания Числобога, но нельзя, как мне кажется, и категорически этого отрицать.
Вологодское предание о Белоризцах в пересказе С. Непеина доносит до нас не только подвиг двух легендарных спасителей города, но и обрядовую сторону празднования вологжанами Семика (четверга на Русальной неделе, Русалкина Велик-дня): здесь и поминание заложных "покойников" у Убогих домов, и массовые гулянья "на Поляне", и собирание цветов для украшения домов.
Из описании исследователей прошлого века мы знаем, что девушки в этот день купались и завивали березки, гадали по плывущим венкам и водили веселые хороводы, умывались березовым соком и приносили домой березовые ветки в качестве оберега от злых сил. В народе весь Троицкий цикл христианских праздников именовался "русалиями" и "зелеными святками".
Следом за Ярилой, Русалкиным Велик-днем и Триглавым (Троицей) шел разгульный Купала, день летнего солнцеворота, самый главный славянский праздник. В этот день на холмах, на берегах рек и озер с помощью живого огня разводились большие костры, через которые прыгала молодежь и вокруг которых устраивались игрища, пляски и хороводы. Участники празднества поутру умывались росой, обливались водой и купались в реках, завивали венки, украшали жилища зеленью, сжигали чучело ведьмы и отыскивали ночью волшебные травы.
В сообщениях этнографов прошлого века упоминаются и "вологодские бабы", которые ранним утром Иванова дня ходили "черпать росу": протаскивали чистую скатерть по мокрой траве и, выжав ее в посудину, умывали росою лицо и руки. Корни этого магического (и, разумеется, славянского) обряда уходят в далекую славянскую эпоху (конец III - начало II тысячелетия до н. э.).
Христианская церковь, разумеется, гневно осуждала и запрещала эти "бесовские игрища", но вытравить из народной памяти образ Купалы и заслонить его праздником Рождества Иоанна Предтечи ей так и не удалось. В Вологде, как известно, было два храма Иоанна Предтечи - в Рощении и в Дюдиковой пустыни. Дюдикова пустыня располагалась в полуверсте от города на левом берегу Вологды, а Рощение (само по себе являвшееся объектом славянских поклонений) простиралось опять-таки от берега реки Вологды до Сенной площади. Как видим, обе эти местности непосредственно связаны с берегом реки - исконным местом купальских костров и игрищ. В Стоглаве читаем: "в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сотанинскими... И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою". До сих пор вологжане встречают на славянский манер Масленицу (комоедицы) и проводы зимы: пекут блины, устраивают гулянья, разводят костры и сжигают чучело Масленицы, лазают по столбам и ходят на ходулях, не подозревая при этом, что совершают древние славянские обряды, уходящие в глубину тысячелетий. Из общего списка выпали, пожалуй, лишь кулачные бои ("бьющеся дрекольем до самыя смерти"), катанья с гор, ряженье и скатывание с холмов горящего колеса.
О том, что в Вологде "всегда шумно и весело проводились святки", сообщает нам в своем "Дневнике писателя", вышедшем в 1907 году, Л. Александров. Славянское название зимних святок - "коляды". Этот 12-дневный праздничный цикл включал в себя целую череду древних славянских обрядов: ряженье, изготовление кутьи, девичьи гадания о суженом-ряженом, колядование, обходы домов, посиделки, общесемейные трапезы, ритуальное сожжение соломы, прославление Авсеня и т. д.
"В Вологодской губернии, - пишет М. Забылин в 1880 году, - святки до сих пор называют КУДЕСАМИ". Что же это за кудесы такие? Заглядываем в словарь Даля: "Кудеса - чудеса посредством нечистой силы, чернокнижество, чары, волхвование. Так же зовут святки, когда переряжаются. Кудесить - волхвовать, колдовать, заниматься чарами, ворожбой, заговорами, чернокнижием". Как видим; любили наши Предки-вологжане на зимние святки покудесничать. Остается лишь вспомнить о том, что вторая часть, зимних святок (первые шесть дней Нового года) была посвящена "волохатому" скотьему Богу (отсюда - ряженье) и завершалась "волосовым днем" - 6 января.
Даже в Пасхальных праздниках - главных праздниках христиан - без труда обнаруживаются славянские мотивы,
Обычай красить яйца, например, возник задолго до появления христианства. Яйцо в глазах древних славян с его способностью превращаться в птицу символизировало возрождение через преодоление смерти. Принося яйца в жертву Духам и Божествам, их окрашивали в какие-либо яркие цвета и покрывать росписью (писанки).
Веточка вербы, сорванная в Вербное воскресенье, первоначально играла роль оберега от злых сил.
Вологда, как известно, славится обилием правоверных церквей и монастырей. Судя по писцовой книге 1627 года, на 29 вологодских улицах стояло 60 правоверных церквей, т.е. на каждую улицу фактически приходилось по два храма (непосредственно в городе, кстати, соотношение это было 1:3). Если добавить сюда многочисленные приделы (а их было более 90), общая картина станет еще более символичной, а настойчивость, с которой вологжанам прививалось христианское мышление, примет ярко выраженный оттенок назойливости. Величина усилия, как мы знаем, соответствует величине сопротивления.
Подобную же картину можно наблюдать и в старых названиях вологодских улиц, где явно доминируют агионимы (имена святых): Власьевская, Фроловская, Афанасьевская, Златоустинская, Леонтьевская, Екатерининская, Ильинская, Кирилловская, Никольская и т. д.
Позволю себе не согласиться с мнением А. Камкина о том, что "эти именования отражали круг традиционных религиозных ценностей тогдашнего массового сознания" и свидетельствовали "о богатстве духовной жизни в ее правоверном понимании". На мой взгляд, свидетельствовали они как раз об усиленном насаждении христианства в нашем городе.
В последние годы интерес к славянской мифологии и славянской Вѣре значительно возрос. Загадочная Вѣра древних славян продолжает тревожить наше воображение. Славянство никогда не умирало: на протяжении тысячи с лишним лет оно лишь впитывало в себя новые (в данном случае - христианские) компоненты и усваивало их к своей выгоде. Чтобы убедиться в этом, достаточно оглянуться вокруг: и в нашей малой родине слышится отзвук почитания отца всех Богов Рода, и в нашей самобытной культуре - отголосок древнего культа, и во всем укладе нашей жизни - чествование Богинь Лады и Живы.
Глубоко убежден: именно в дохристианской Руси, в этом древнейшем и таинственнейшем периоде русской истории, следует искать истоки русского Духа. Тайна русской Души - не сомневаюсь в этом ни на минуту - уходит корнями своими в далекие, богатырские, былинные - дохристианские времена.