В ГОСТИ К ПЕРУНУ

В ГОСТИ К ПЕРУНУ

В ГОСТИ К ПЕРУНУ

Прекрасный город Сплит, на побережье Далмации, сам по себе, место насыщенное историей. Здесь и дворец Диоклетиана, и руины древней Салоны. Масса туристов каждый год любуется разнообразными достопримечательностями этого города и живописных окрестностей. Следуя, отработанными, уже десятилетиями, туристскими маршрутами. Я же хочу рассказать о достопримечательностях, ещё не получивших широкую известность.

Началось всё с того, что мой знакомый хорват – Антэ, поведал мне, о том, что в его родной Жирновнице, а это старинное поселение, рядом со Сплитом, на одноимённой речке, есть очень интересный камень. Надо сказать, что поселению этому не менее 700 лет, а если учесть, что места эти начали осваивать ещё в античную эпоху то и все 2000 лет. Камень, про который говорил Антэ, якобы притащили из храма Перуна. Храм этот когда-то находился на небольшом пике горной гряды, рядом с поселением. Там сейчас воздвигнута католическая часовня.

Фото 1. Гора Перун и речка Жирновница перед впадением в залив. Белая точка на вершине - церковь, там раньше был храм Перуну.

На камне изображён всадник, поражающий копьём некоего зверя. Причём, копьё как бы исходит из облака, а зверь падает вниз. Камень этот вмонтирован в стену католического храма, на почётном месте. Считалось, что он изображает Георгия Победоносца, поражающего змея. Сама церковь расположена у речки, в историческом центре поселения. Рядом небольшое ухоженное и красивое кладбище, и речка - искусно обустроенная терренкуром для прогулок, объединяющим ряд старинных мельниц. На речке несколько мест впечатляют своей романтической живописностью.

Фото 2. Церковь, в которую встроен камень. Камень находится слева от дверей, над доской для объявлений.

Самое интересное, что местная традиция всегда связывала этот камень не с Георгием, а с Перуном. Сама гора называется – Перун, а ещё под горой есть речка, которая образует небольшое болотце перед впадением в море. Болотце это называется – Змийское, и народная традиция связывает его с Велесом – Волосом.

Фото 3-4. Камень с изображение Перуна и Велеса.

На речке Жирновнице. Раньше располагался ряд мельниц, за что она и получила такое название. Теперь сохранилось несколько из них. Надо сказать, что в славянской традиции, существует связь между образом Перуна и мельницами. Жернов считался неким атрибутом Перуна. Может ещё и поэтому, именно в этих местах, сохранилась память о древней религиозной славянской системе.

Хорватские и европейские археологи обсуждают этот вопрос и в основном признают версию изображения Перуна и Велеса. И что интересно, зверь, изображённый на рельефе, совсем не похож на змея, а напоминает скорее медведя. Что говорит о большой древности культового образа. Образ змея атрибутировался к образу Велеса достаточно поздно. Как мне представляется, произошло это после тесного взаимодействия славян с угро-финами и другими восточными племенами. Именно Волос – медведь является первичной образной ипостасью Велеса. Существуют разные версии взаимодействия Перуна и Велеса, но, по сути, они сводятся к тому, что Перун прогоняет Велеса под землю, поражая его громом и молнией, и бросая в него некие камни, похожие на жернова. В разных местах проживания славян сохранились отголоски некоего обряда, сбрасывания крупных камней вниз по склону. Конечно, Велес, у древних, не являлся прообразом мирового зла, а был олицетворением стихийных природных сил, и являлся участником круговорота бытия.

В нижней части изображения, на орнаментальном обрамлении изображения, пустое место. Возможно, там существовала некая поясняющая надпись или символика, которая впоследствии была сбита, как противоречащая христианству.

Внизу, у моря, рядом с болотцем пустырь, где обустроено поле для гольфа. На краю поля растёт старый храст, местная разновидность дуба, почитавшегося славянами, как образ Мирового Дерева. И местные относятся к этому дереву с достаточным почтением, что тоже является отголоском древних культов.

Фото 5-7 Но вернёмся к нашим древним богам. Совершенно случайно, осматривая древние камни, установленные возле музея археологии в Сплите, я заметил необычное изображение. Камень этот очень старый. Я не нашёл никаких пояснений к этим камням ни в сети, ни на месте, где они расположены. Ясно только, что эти камни принесены из совершенно разных мест и отражают различные культовые образы.

Камень представляет собой плиту, сверху покрытую символическими изображениями, а сбоку отчётливо видно изображение человека поражающего копьём - медведя. И здесь совершенно отчётливо видно, что это именно медведь! Я так понял, что это изображение, как бы пояснение к тому, чей именно это алтарь. Я предположил, что может быть это именно алтарь из того самого храма Перуна на горе. На верхней плоскости камня отчётливо просматриваются – симметричный крест, рядом с ним - пяти лепестковая звезда-цветок, с одной стороны и месяц с другой стороны. Под крестом своеобразный символ мирового дерева (как я интерпретировал это изображение) под деревом третий ярус изображений, которые, не возможно, интерпретировать. Всё изображение обрамлено орнаментальной рамкой.

Такая интерпретация изображений, конечно, это только моё предположение, требующее дальнейшего исследования. Но, несомненно, заслуживает внимания тот факт, что здесь, так далеко, от России, в которой теперь так много говорится на тему древних религий, сохранилось сразу два изображения Перуна, поражающего Велеса-Волоса.

Фото 8 Храм св. Юрия. Ранее был храм Перуна.
Фото 9 Алтарь внутри храма св. Юрия

Ионов Александр Олегович