О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, на примере народного воспитания

О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, на примере народного воспитания

О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, на примере народного воспитания

В возрасте 3-4 лет ребёнок готов к новой ступеньке в своём обучении и развитии. Девочку начинают обучать женщины, привлекая к ведению домашнего хозяйства и изучению женских ремёсел. Мальчика начинают обучать мужчины: веся берёт сына в поле, по торговым делам или для изучения ремёсел; витязь приставляет к сыну наставника по воинским искусствам (или обучает сам) и начинает учить ведению хозяйственных или общественных дел. Дети, имеющие уровень развития ведунов, могут отдаваться в храм или обучаться дома соответствующим искусствам с духовным наставником. У детей всех сословий в этом возрасте должны появляться не только разовые поручения, но и постоянные обязанности в семье. Что очень полезно и в современном обществе. Понятия «поручение» и «обязанность» отличаются мерой ответственности.
Приведём примеры трудового семейного воспитания, которое бытовало в Русском народе вплоть до XX века, из книги Г.М. Науменко «Народная мудрость и знания о ребёнке» (М., 2001):
«…Четвёртый годок только мне шёл, а уж маленькая прялка у меня была, и бабушка учила прясть. Привяжет пук кудели, тут садишься за прялку и скручиваешь на веретено нить-то… Маленькие дети уже с четырёх лет ловили в родниковом ручейке рыбу колюшку. Ловили кто меш-ком, кто руками. Ловили под колодами или под камнем налимов…» (Архангельская обл.)
«…У нас, у детей свои обязанности были. Каждый вечер разжигали самовар. Для него девочка набирала древесного уголька на растопку, а брат постарше обязан был подготовить чурочек… Ещё в школу девочка не ходила, а уж шила лоскутные одеяла. Нарежут ей лоскутных цветных треугольников, квадратов, и целый день она сидит шьёт. И мотала, сматывала початки нитяные, подготавливала их к тканью. В будни пряли, ткали, мотали, а вязание кружев считалось как отдых, развлечение, вот по воскресным дням и вязали кружева. Я уже где-то с 6-ти лет вязала варежки, носки…» (Владимирская обл.)
«… Он уже видит, малый, что где в огороде растёт. И в поле его брали. Давали маленькую косёнку и уж показывали: «Вот так держи, вот так махай». И он уже ряд узенький косил. Девочек прясть учили, и мотать, и вязать, и стряпать у печи, и всё по дому выполнять» (Смоленская обл.)
«… Ко всему приучали с детства. Они ещё и ходить-то, как след, не могли. Лошадей запрягём, на дрожки посадим этих мурашей и в лес увезём. Так они грибы собирают, ягодки собирают… вон по какой корзине накладают… Они ведь маленькие, а боронили уже: идёт малюсенький по меже, держит лошадь за поводцы, понужает и боронит. Четыре-пять годов мальцам, и сено в копны возили уже…» (Архангельская обл.)
«… Мне 4 года было, бабушка нам объясняла: «Надо полоть, пока ещё солнышко не взошло». И всегда поднимала: «Вставай, внученька! Пойдём пополем, …пока роса, трава ладненька!» Для девочек было развито полевое, а мальчиков учили запрягать. Учили на лошади ездить» (Краснодарский край)
«… С пяти годов дети уже пахали, ходили с прутом, погоняли быков на пашне. Приучали казачков к езде на лошади… Раньше с четырёх лет у мальчиков были постриги (т.е. проводили об¬ряд – прим. авт.), их стригли и сажали на коня – это значит, ОНИ ВЫХОДИЛИ ИЗ МЛАДЕНЧЕСТВА» (Волгоградская обл.)
Стоит обратить внимание всех взрослых, что после 3-х лет основным в воспитании детей становится слово и пример отца. Для правильного семейного воспитания мальчиков и девочек становится очень важным понимание сути главенствующего мужского начала в семье. Именно в этом возрасте (с 3-х до 7-ми лет) они постигают смысл взаимоотношений мужского и женского начал в семье, на примере взаимоотношений своих родителей. Именно эти взаимоотношения они будут пытаться воссоздать при выборе собственных пар и в своих будущих семьях. Даже если, как часто бывает в современном обществе, отца редко можно увидеть дома – стоит взращивать в детях уважение к его мнению, слову, поступку, примеру. Если отца нет – стоит взращивать подобное отношение к достойному мужчине: деду, дяде, старшему брату, друг семьи, духовному наставнику – по обстоятельствам. Девочка в этом возрасте обучаться будет обязательно у женщин, а воспитываться – на их отношении к мужчине. Обучение – это только часть воспитания.
До 3-4 лет все дети играют в сюжетно-ролевые игры – «Дочки-матери», «Моя семья», «Мама-папа» и другие. Став старше (обычно после 4-х лет), они выбирают в этих играх уже определённые мужские или женские роли соответственно своему воплощению. К 7-ми годам подобные игры, обычно, заканчиваются – дети постигают суть взаимоотношений в семье, определяют для себя семейные ценности. Следует взрастить к этому возрасту уважение (в народе говорят – «стержень», «уважение к корням») к своей семье, к своим предкам и роду. Если этого по какой-либо причине не происходит, общество (школа) и новые друзья могут удовлетворить потребность ребёнка, дав свои (часто ложные) объяснения ценности семейной жизни, так как «Свято место пусто не бывает». После 7-ми лет школьник будет искать ответы на иные вопросы: в чём суть взаимоотношений семьи и общества, каково место его семьи в обществе – то есть определять и постигать своё общественное положение, общественные ценности.

(отрывок текста из книги "Воспитание добродетельного потомства (от рождения до свадьбы" - М., 2013)