КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ

Колыбель имела для наших предков не только утилитарное, но и большое сакральное значение. Во времена, когда детская смертность была высока и люди верили в промыслы злых сил, люлька считалась сильным языческим оберегом.

Колыбель отождествляли с лоном матери, из которого только что появился на свет ребенок. Округлая форма сама по себе уже была оберегом от нечистых сил, от которых младенца пытались всеми силами защитить.

Саму же колыбельку делали из различных материалов. Выбор дерева падал на священные для нашего народа иву, лозу, дуб, тополь, орешник. Такая колыбелька должна была способствовать здоровью ребенка. С явора делали колыбели для мальчиков, чтобы росли крепкими, здоровыми, могли преодолевать напасти и стали защитниками своей семьи. Калиновая колыбель символизировала бессмертие рода. Зыбки никогда не делали из осины, т.к. это дерево собирает отрицательную энергетику.

Важно было и кто именно делал колыбельку для младенца. Обычно отец или близкий родственник собственноручно мастерили люльку, а мамка и бабушки делали полог, подушку и матрасик. Если заказывали у мастеров, то обязательно интересовались их характерами и судьбой, ведь считалось, что через руки мастера передаётся большое количество энергии в вещь, которую он создаёт. А для маленького человечка энергия его кроватки обязательно должна быть благостной.

Прежде чем положить в колыбель младенца, туда клали куклу мотанку, которую делала мать в ожидании ребенка. Так кукла становилась защитницей ребенка, символом связи со всем родом и должна была защищать человека, где бы она ни находилась.
А если в доме уже были маленькие дети, при появлении младенца в Зыбке им обычно говорили, что это ожила кукла-монатка, до этого лежавшая в люльке.

Кроме того, в колыбельку клали матрасик: для девочек делали из пшеничной соломы, считая ее знахарем души, тела и оплодотворяющего начала, а для мальчиков из ржаной, которая наполняла малыша энергией земли и способствовала росту. Под подушку в колыбель младенцу клали различные травы: чабрец, мяту, бессмертник, душицу, полынь — считалось, что они влияют на здоровье и хороший сон.

Простыни и наволочки подушек обязательно вышивали. Вышивка не только украшала белье, но и служила оберегом.

На Зыбку обязательно делали полог. Он защищал ребёнка не только от насекомых и яркого света, но и служил преградой от тёмных сил. Часто полог-оберег, делали из старой материнской юбки, которую та носила во время беременности.

Первый раз ребенка укладывали в Зыбку, то кого-то просили, чтобы тот задел спиной колыбель (чтобы ребенок не был плаксивым). Потом мать три раза крестила его ножом и столько же раз обводила им зыбку, после чего нож прятала под подушку новорожденного. Общеизвестно, что железу многие народы, приписывали апотропные (отвращающие беды) свойства, для чего в колыбель подкладывали под подушку нож или ножницы, в одежду ребенка закалывалась булавка.

В качестве оберега также использовались красные шапочки, яркие ленты, бусины, раковины, беличий хвост, которые пришивались к шапочке ребенка. На руку младенца надевали браслет из бисера, бус или раковин. Северные народы в прошлом в качестве оберега применяли высушенную медвежью лапу.

И в наше время многие родители стараются уберечь новорожденного от сглаза, не показывая его чужим людям до определённого возраста - так и раньше в первые месяцы жизни малыш редко покидал свое уютное гнездышко. Помимо этого от дурного взгляда в Зыбку клали или привязывали к ней веточку рябины.

Бытовали и другие поверья и обряды:

• Для спокойного сна чада в зыбку было принято класть полено. При этом приговаривали: «Спи так же крепко, как эта деревяшка».

• На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать.

• У русского народа была вера в то, что младенец, смеющийся во сне, видит райские благоухающие и волшебные сады. Поэтому колыбели старались украсить царскими птичками, причудливыми цветами и деревцами. В изголовье рисовали лучистое красно солнышко, в ногах — ясный месяц и звезды.

• Если ребенок умирал, его колыбельку оставляли в лесу под кедром, деревом мертвых, чтобы уставший в дороге умерший мог прилечь в колыбель и отдохнуть.

• Если младенец благополучно вырастал из колыбельки, то она считалась счастливой и хранилась для следующих деток. Когда же счастливая колыбелька ветшала, ее уносили в лес и подвешивали на дерево жизни — березу

•До наших времён сохранилось поверье, запрещающее качать пустую колыбельку. Считается, что так можно накликать малышу беспокойный сон.

* Детскую колыбель нельзя сжигать и ломать. Тем самым собственноручно сокращаешь жизнь ребенка.

Как видим, наши предки очень ответственно относились к колыбельке, колысочке, Зыбке. Ведь для новорожденного в этой маленькой люльке заключается целый мир, который должен оберегать и защищать крошечного ребенка.

По материалам журнала "Аистенок"